Banki24.by проанализировали события конца 2016 — начала 2017 года и пришли к выводу, что материал о грядущем нужно озаглавить именно так — чего НЕ случится. Слишком много негативных факторов будут влиять на экономику Беларуси, чтобы писать о ней в утвердительном ключе.
Итак,
Напомним, в этом прогнозе учтены поставки российской нефти в полном объеме,
Ограничение поставок нефти окажет на экономику страны каскадный эффект: упадет производство нефтепродуктов, обрушится оптовой товарооборот. В итоге долями процента сокращения ВВП Беларусь вряд ли отделается.
В красной зоне останутся пенсии,
Но и этот секвестр дался властям крайне нелегко: ФСЗН недобрал к плану 1 439 млн BYN взносов на соцстрахование, которые перечисляются нанимателями, но берутся из оплаты труда работников. Для закрытия гигантской дыры чиновникам пришлось срочно делать латку из средств республиканского бюджета — на сумму 921 млн BYN (более 9 трлн BYR!).
Впрочем, для сбалансированности расходы на пенсии и пособия все равно пришлось скорректировать вниз. От пенсий власти отпилили кусок в 378 млн BYN, от пособий — 133 млн BYN.
Эйфория от новогодних закупок сменится постпраздничным унынием. Многие промышленные предприятия, сбывающие продукцию в Россию, остановят свои конвейеры на декаду, а то и на полмесяца. В 2016 году мы уже видели реальное падение товарооборота ритейла на 7% и более. Не исключено, что в первом квартале положение розницы еще усугубится.
Активность по сдаче новых квадратных метров в первом квартале сильно зависит от прошлогодних заделов. На что стоит рассчитывать в 2017 году, понять нетрудно: ввод жилья вполне официально планируется опустить до показателей
В тучные докризисные годы кредитование было по преимуществу директивным, нерыночным. Но зарубежные кредиторы правительства Беларуси жестко настаивают на его сворачивании. Поэтому новые кредиты, как и в 2016 году, будут выдаваться в основном за счет прихода денег по старым займам.
В декабре премьер Андрей Кобяков в интервью агентству Reuters вслух помечтал о заключении соглашения до конца первого полугодия. Минфин же оказался куда более прагматичным. В тексте и цифрах республиканского бюджета не содержится ни единого упоминания о кредите МВФ в 2017 году. Выполнять суровые условия ЕФСР по достаточности объема ЗВР придется своими силами.