USD нал EUR нал
3,2520 / 3,2590 3,4850 / 3,4980
Курсы валют Нацбанка РБ
19 апр20 апр
1 USD 3,2757 3,2757 0,0000
1 EUR 3,4954 3,4954 0,0000
100 RUB 3,4772 3,4772 0,0000
10 CNY 4,5146 4,5146 0,0000
10 PLN 8,0716 8,0716 0,0000

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
19 апр20 апр
USD 94,0922 93,4409 −0,6513
EUR 100,5316 99,5797 −0,9519
BYN 28,7243 28,6488 −0,0755
CNY 12,9760 12,8816 −0,0944
PLN 23,1988 22,9652 −0,2336

все курсы валют

Экономический прогноз на первый квартал: чего не случится в Беларуси до 1 апреля

Banki24.by проанализировали события конца 2016 — начала 2017 года и пришли к выводу, что материал о грядущем нужно озаглавить именно так — чего НЕ случится. Слишком много негативных факторов будут влиять на экономику Беларуси, чтобы писать о ней в утвердительном ключе.

Итак, во-первых, в первом квартале мы не выйдем из рецессии. Даже оптимистичный официальный прогноз на 2017 год предусматривает, что ВВП Беларуси за январь—март сократится на 0,4%.

Напомним, в этом прогнозе учтены поставки российской нефти в полном объеме, т. е. на уровне 24 млн тонн. Как известно, в декабре белорусские власти договорились с Транснефтью лишь о графике поставок на первый квартал. Импорт сырья из России составит около 4,5 млн тонн вместо желаемых правительством Беларуси 6 млн тонн.

Ограничение поставок нефти окажет на экономику страны каскадный эффект: упадет производство нефтепродуктов, обрушится оптовой товарооборот. В итоге долями процента сокращения ВВП Беларусь вряд ли отделается.

Во-вторых, не начнут расти реальные денежные доходы населения. Правительство наколдовало, что производительность труда по ВВП в первом квартале останется в минусе на 0,3%. А поскольку динамика доходов с недавних пор не должна опережать темпы изменения производительности, реальные заработки граждан просто обязаны будут уменьшиться. Совмин этому не перечит, прописав на январь—март падение доходов на 0,5%.

В красной зоне останутся пенсии, т. к. бюджет ФСЗН исполняется с огромным скрипом. В частности, на днях были опубликованы последние правки в доходы и расходы Фонда соцзащиты на 2016 год. Оказалось, что доходную и расходную часть бюджета ФСЗН пришлось урезать на 0,5 млрд BYN каждую.

Но и этот секвестр дался властям крайне нелегко: ФСЗН недобрал к плану 1 439 млн BYN взносов на соцстрахование, которые перечисляются нанимателями, но берутся из оплаты труда работников. Для закрытия гигантской дыры чиновникам пришлось срочно делать латку из средств республиканского бюджета — на сумму 921 млн BYN (более 9 трлн BYR!).

Впрочем, для сбалансированности расходы на пенсии и пособия все равно пришлось скорректировать вниз. От пенсий власти отпилили кусок в 378 млн BYN, от пособий — 133 млн BYN.

В-третьих, в первом квартале Беларусь скорее всего продолжит торговать в минус. Сальдо внешней торговли товарами и услугами составит минус 0,2% к ВВП. На это рассчитывают экономические ведомства. Однако вероятно и то, что помощь придет с неожиданной стороны. Упомянутое выше сокращение поставок нефти может привести к искусственному занижению импорта.

В-четвертых, будет заморожено все, что так или иначе связано с потребительским спросом — розничные продажи, жилищное строительство, кредитование.

Эйфория от новогодних закупок сменится постпраздничным унынием. Многие промышленные предприятия, сбывающие продукцию в Россию, остановят свои конвейеры на декаду, а то и на полмесяца. В 2016 году мы уже видели реальное падение товарооборота ритейла на 7% и более. Не исключено, что в первом квартале положение розницы еще усугубится.

Активность по сдаче новых квадратных метров в первом квартале сильно зависит от прошлогодних заделов. На что стоит рассчитывать в 2017 году, понять нетрудно: ввод жилья вполне официально планируется опустить до показателей 14-летней давности.

В тучные докризисные годы кредитование было по преимуществу директивным, нерыночным. Но зарубежные кредиторы правительства Беларуси жестко настаивают на его сворачивании. Поэтому новые кредиты, как и в 2016 году, будут выдаваться в основном за счет прихода денег по старым займам.

В-пятых, Беларусь не увидит денег от МВФ. Власти до сих пор вяло бодаются с Вашингтоном по вопросам тарифной политики в жилищно-коммунальной сфере и относительно способов проведения реформы госсектора.

В декабре премьер Андрей Кобяков в интервью агентству Reuters вслух помечтал о заключении соглашения до конца первого полугодия. Минфин же оказался куда более прагматичным. В тексте и цифрах республиканского бюджета не содержится ни единого упоминания о кредите МВФ в 2017 году. Выполнять суровые условия ЕФСР по достаточности объема ЗВР придется своими силами.

2017-01-06


Новости по теме: