По данным регулятора, на 1 января 2017 года объем проблемных активов в банковской системе Беларуси составил 5 140 млн BYN. Еще на 1 декабря 2016 года сумма накопленных проблемных активов была равна 5 837 млн BYN.
Поскольку в декабре сократилась абсолютная величина проблемных активов, упала и относительная. Доля проблемных активов банков в активах, подверженных кредитному риску, уменьшилась в период с 1 декабря по 1 января с 14,2% до 12,8%.
Казалось бы, это первый признак, что банковская система начинает оправляться от последствий кризиса. Однако при более внимательном рассмотрении оказывается, что процесс очистки банковской системы от части проблемных активов в декабре 2016 года происходил специфическими путями.
На вмешательство властей указывает последняя доступная информация о структуре инвестиционного портфеля банков. В декабре банки Беларуси опять нарастили свои вложения в долговые обязательства — с 15 720 млн BYN до 16 066 млн BYN.
В частности, за декабрь у банков резко выросли вложения в ценные бумаги органов госуправления — с 7 442 млн BYN до 8 152 млн BYN. Это действительно большой рост: для сравнения — с 1 января по 1 декабря 2016 года (
Примечательно, что размер вложений банков в государственные ценные бумаги вырос в декабре практически на ту же величину, на которую упал в этом месяце объем проблемных активов. Весьма вероятно, что в конце 2016 года власти произвели конвертацию неработающих кредитов госсектора в долгосрочные облигации.
Долг центрального правительства вырос в декабре с 6 272 млн BYN до 6 417 млн BYN. Напомним, в конце декабря Минфин отметился выпуском валютных облигаций на общую сумму 150 млн EUR. Эти облигации могли быть проданы Минфином банкам кредиторам госпредприятий в обмен на превращение безнадежного корпоративного долга в «нормальный» государственный.
В декабре Минфин должен был погашать основной долг по 98 выпуску валютных облигаций на 60 млн USD. Помимо того, в декабре имели место процентные выплаты по различным выпускам гособлигаций. Поэтому на чистой основе долг правительства перед банками как раз мог возрасти на сумму, эквивалентную разнице вложений в его ценные бумаги на 1 декабря и 1 января.
Вложения банков в ценные бумаги местных органов управления в период между 1 декабря и 1 января увеличились с 1 170 млн BYN до 1 735 млн BYN. За 11 предыдущих месяцев 2016 года рост вложений был на 130 млн BYN меньшим.
Вероятнее всего, источником роста долга местных органов власти стала схема по трансформации долга участников холдинга «Мясомолпром» перед Беларусбанком и Белагропромбанком в облигации Миноблисполкома. До 1 января 2017 года госбанки должны были выкупить у Миноблисполкома ценные бумаги на совокупную сумму, эквивалентную 571,3 млн BYN. Как видим, эмиссия облигаций Миноблисполкома и прирост вложений банков в ценные бумаги местных властей за декабрь по сумме почти совпадают.
Из прочих моментов, повлиявших на объем инвестпортфеля банков, можно выделить падение вложений в ценные бумаги депозитных организаций. В данном контексте под депозитными организациями НБРБ понимает самого себя, банки и НКФО. Так вот, размер вложений упал с 6 050 млн BYN на 1 декабря до 5 699 млн BYN на 1 января.
Сопоставим эту динамику с изменением в обращении суммы рублевых облигаций Нацбанка. На 1 декабря таковых было около 2 125 млн BYN, на 1 января стало порядка 1 807 млн BYN. Причем за тот же период долг регулятора перед банками по валютным облигациям изменился крайне слабо — с 1 932 млн USD до 1 936 млн USD. В этой связи логично искать причину сокращения части инвестпортфеля банков именно в выводе средств из рублевых облигаций НБРБ.
Обобщая, можно утверждать, что декабрьское снижение уровня проблемных активов не связано с улучшением ситуации в экономике, а лишь с оперативными действиями властей по спасению госбанков и госпредприятий.