За 2 декады декабря белорусский рубль подешевел к российскому с 3,0343 BYN за 100 RUB на
По какой причине средний официальный курс за две трети декабря составил 3,13 BYN за 100 RUB, тогда как еще в ноябре был равен всего 3,01 BYN? Есть ли пределы для бурного декабрьского роста?
Чтобы дать ответы на эти вопросы, нужно обратиться к историческим данным о динамике российского рубля в 2016 году. Максимально крепким к российскому рублю белорусский рубль оказался по итогам биржевых торгов 11 января, на которых был определен курс на следующий день — 250,21 BYR за 1 RUB.
После этой даты вплоть до конца
Аналогичным образом менялись цены на российскую нефть марки Urals. По данным Минфина России в январе она стоила менее 29 USD за баррель, в феврале средняя цена превысила 30,5 USD, в марте — 36,5 USD, в апреле — 39,6 USD, в мае — 44,6 USD, в июне — 46,4 USD. Можно предположить, что Нацбанк пользовался восстановлением цен на нефтяном рынке для снижения переоцененности белорусского рубля к российскому.
Что же происходило дальше, во
Динамика цен на нефть Urals с июля по ноябрь была следующей: 43,6 USD за баррель в июле, 43,9 USD — в августе, 44,2 USD — в сентябре, 48 USD — в октябре и 43,9 USD — в ноябре. Движения к укреплению белорусского рубля отмечались на понижении цен на нефть, к ослаблению — на росте.
Что мы имеем в декабре? Благодаря импульсам от ОПЕК нефтяные котировки Brent укрепились выше отметок в 50 USD за баррель. Похоже, что и цены на Urals за декабрь будут самыми высокими в 2016 году. Соответственно, оснований для новой волны укрепления белорусского рубля пока нет.
Где же находится предел роста официальных курсов? Ведь помимо нивелировки дисбалансов, накопленных в
Ответ можно найти среди высказываний руководства Беларуси. В мае
Поскольку за курсовую политику в Беларуси ответственен Нацбанк, то объявленное курсовое число практически гарантированно исходит от НБРБ (было рассчитано там либо с участием регулятора). Так вот, средний официальный курс по истечении 11 месяцев составил 2,9538 BYN за 100 RUB. Для достижения 2,97 BYN в целом по году необходимо ослабление белорусского рубля в декабре до 3,15 BYN за 100 RUB.
Естественно, что на растущей нефти власти Беларуси немедленно воспользовались возможностью по поддержке экспортеров. Это тем более важно,
А что с прогнозом на 2017 год? Для расчета минимально приемлемого курса для экспорта можно исходить из того, какой рост цен на будущий год внутри собственных стран заявляют российские и белорусские власти. В России намерены укротить среднегодовую инфляцию до 4,7%, в Беларуси цены скорее всего вырастут не менее чем на 10%.
Разницу между ростом ИПЦ в разных странах власти страны с большей инфляцией зачастую покрывают корректировкой курса. Чтобы ценовая конкурентоспособность экспортеров в Россию не уменьшилась, средний курс по 2017 году при прочих равных должен составить не менее 3,12 BYN за 100 RUB.