На 1 ноября ЗВР Беларуси составляли 4 817 млн USD. Согласно матрице действий Совмина и НБРБ по кредиту ЕФСР к началу 2017 года резервы страны должны быть не менее 4,9 млрд USD. Таким образом, для выполнения требований кредиторов властям достаточно нарастить ЗВР за ноябрь и декабрь лишь на 83 млн USD.
В ноябре на величину ЗВР влияли как позитивные, так и негативные факторы. Чистые затраты валютных резервов Беларуси были минимальными за весь 2016 год — всего 339 млн USD. В частности, Нацбанк должен был погасить валютные облигации на сумму 130 млн USD и 60 млн EUR, Минфин — в объеме 23 млн USD.
Размещение новых порций облигаций НБРБ и Минфина в ноябре шло не слишком активно. За месяц Нацбанк привлек через выпуск ценных бумаг 100 млн USD и 9,5 млн EUR, Минфин — 110 млн USD.
Примечательно, что заимствования НБРБ были сделаны в течение двух дней — 2 и 3 ноября, после чего облигации регулятора никем не приобретались. Естественно предположить, что в остальное время валютные долги обслуживались из других источников.
Эмиссия облигаций Минфина также имела разовый характер. 28 ноября ведомство выпустило ВГДО 230 на сумму 110 млн USD под 0% годовых с периодом обращения более 6 лет. Единственным покупателем ценных бумаг стал Белагропромбанк.
Что заставило Белагропромбанк купить облигации на таких условиях? Ответ прост: представители государства в органах управления банком исполняли указ о создании агентства по управлению активами. В соответствии с этим указом Минфин выпустил облигации, чтобы затем направить все средства от их размещения банку. Однако дело в том, что назад свои деньги банк получил уже в виде белорусских рублей. Отсюда следует, что валюта осела в закромах родины и теперь может использоваться для поддержания ЗВР.
На бирже первичных размещений валютных облигаций Минфина в ноябре не было. Остаток старых выпусков министерство реализовало еще в октябре. В общем, Минфин, как и Нацбанк, большой нужды в валютных ресурсах не испытывал.
Пополнение валютой продолжалось за счет перечисления таможенных пошлин на нефть, нефтепродукты и калийные удобрения. На
Впрочем, Минфину с Нацбанком мог подсобить внутренний валютный рынок. С одной стороны, после «налогового» октября, а также на фоне слабеющего рубля предприятия явно больше покупали валюты, чем сдавали банкам. С другой стороны, население непрерывно продает валюту с февраля. Даже с учетом курсовых колебаний граждане скорее всего реализовали на чистой основе от 100 млн USD. В целом, наиболее вероятно, что состояние валютного рынка в ноябре оказало на ЗВР слабый, но положительный эффект.
Негативно на величину резервов могло повлиять удешевление золота.
Судя по доступной информации, власти имели все шансы показать на 1 декабря тот уровень ЗВР, который требуется для успокоения девальвационных настроений,