Курсы валют Нацбанка РБ
22 окт23 окт
1 USD 3,2891 3,2932 +0,0041
1 EUR 3,5672 3,5618 −0,0054
100 RUB 3,4249 3,4252 +0,0003
10 CNY 4,6343 4,6466 +0,0123
10 PLN 8,2640 8,2443 −0,0197

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
22 окт23 окт
USD 96,0924 96,5918 +0,4994
EUR 104,4016 104,8660 +0,4644
BYN 29,2154 29,3307 +0,1153
CNY 13,4733 13,5463 +0,0730
PLN 24,1590 24,2315 +0,0725

все курсы валют

В августе Минфин спас Нацбанк Беларуси от падения ЗВР

За последний месяц лета Минфину на пару с Нацбанком предстояло выплатить в счет долга по валютным облигациям около 600 млн USD. Из этой суммы почти 140 млн USD приходилось на Минфин, более 450 млн USD — на Нацбанк.

Важно отметить, что 600 млн USD — это лишь погашения в счет закрытия основного долга по ценным бумагам. В эту сумму не входят процентные платежи, точные суммы и график выплат по ним не обнародуются. Кроме того, каждый месяц Минфин и Нацбанк платят по валютным кредитам, которые брало либо непосредственно государство, либо казенные предприятия под гарантии того же государства.

Максимальную оценку таких обязательств ежемесячно публикует Нацбанк. Так, в августе валовой объем выплат мог составить 1 146,8 млн USD, из которых основной долг был равен 1 092,3 млн USD, проценты по нему — 54,5 млн USD.

При ЗВР Беларуси размером всего-то 4,6 млрд USD это колоссальная сумма! Как же Минфин и Нацбанк справились на этот раз?

Дня начала разберем, зачем Беларуси вообще удерживать ЗВР на неком уровне. Во-первых, допустить сокращение ЗВР власти не могут по психологическим мотивам: значительную часть населения несколько девальваций приучили внимательно отслеживать динамику «золотого запаса» государства и немедленно реагировать на его снижение изъятием денег из банков.

Во-вторых, в матрице реформ к кредиту ЕФСР среди обязательных к выполнению показателей прямо прописан как раз объем ЗВР на конкретные даты. К примеру, для получения третьего транша кредита ЕФСР необходимо иметь ЗВР не менее 4,3 млрд USD на 1 сентября 2016 года, для получения четвертого транша — не менее 4,9 млрд USD на 1 января 2017 года.

Откуда же взять валюту не то, что на сохранение ЗВР, а на их рост, если экспортная выручка падает, а кредитный договор с МВФ весьма далек от подписания? Для решения этой проблемы Нацбанк и Минфин нашли временную меру в виде эмиссии валютных облигаций. Причем сферы ответственности ведомства разделили так: облигации на сроки до 1 года выпускает Нацбанк, на сроки свыше 1 года — Минфин.

Главными покупателями ценных бумаг Нацбанка и Минфина стали банки, прочие финансовые организации и крупнейшие экспортеры. Логично, для минимизации своих рисков и максимизации прибыли покупатели стремились приобретать облигации на меньшие сроки под больший процент. В итоге основным добытчиком валюты для государства стал Нацбанк. Да так стал, что ЗВР за вычетом долгов едва не скатились в отрицательную плоскость.

И вот в августе размещение новых выпусков облигаций у Нацбанка пошло довольно вяло. К последним числам месяца регулятор смог насобирать в копилку только 93,3 млн USD и 10 млн EUR при требуемых для погашения старых долгов 430 млн USD и 25 млн EUR.

Ни шатко, ни валко дела сперва обстояли и у Минфина. К 29 августа из необходимых 140 млн USD министерство нашло 110 млн USD.

Как уже можно догадаться, прорыв на долговом фронте произошел 29 числа. В этот день Минфин разместил по закрытой подписке целых 4 выпуска облигаций на общую сумму 350 млн USD. Вместе с остальными реализованными в августе облигациями это дало 482,1 млн USD. Поскольку подписка на ценные бумаги была преимущественно закрытой, благодетелей, «заморозивших» свою валюту на сроки до 3–5 лет Минфин не называет.

К настоящему моменту однозначно можно сказать одно. Благодаря сверхусилиям Минфина Нацбанк оказался спасен. ЗВР Беларуси продолжат показывать завидную стабильность и по итогам прошедших восьми месяцев года.

2016-09-05


Новости по теме: