Курсы валют Нацбанка РБ
26 сен27 сен
1 USD 3,2629 3,2643 +0,0014
1 EUR 3,4706 3,4587 −0,0119
100 RUB 3,3939 3,3940 +0,0001
10 CNY 4,4574 4,4640 +0,0066
10 PLN 7,5685 7,4946 −0,0739

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
26 сен27 сен
USD 96,1456 96,2378 +0,0922
EUR 102,2453 101,9888 −0,2565
BYN 29,4663 29,4819 +0,0156
CNY 13,1394 13,1504 +0,0110
PLN 22,2425 22,1430 −0,0995

все курсы валют

В августе Минфин спас Нацбанк Беларуси от падения ЗВР

За последний месяц лета Минфину на пару с Нацбанком предстояло выплатить в счет долга по валютным облигациям около 600 млн USD. Из этой суммы почти 140 млн USD приходилось на Минфин, более 450 млн USD — на Нацбанк.

Важно отметить, что 600 млн USD — это лишь погашения в счет закрытия основного долга по ценным бумагам. В эту сумму не входят процентные платежи, точные суммы и график выплат по ним не обнародуются. Кроме того, каждый месяц Минфин и Нацбанк платят по валютным кредитам, которые брало либо непосредственно государство, либо казенные предприятия под гарантии того же государства.

Максимальную оценку таких обязательств ежемесячно публикует Нацбанк. Так, в августе валовой объем выплат мог составить 1 146,8 млн USD, из которых основной долг был равен 1 092,3 млн USD, проценты по нему — 54,5 млн USD.

При ЗВР Беларуси размером всего-то 4,6 млрд USD это колоссальная сумма! Как же Минфин и Нацбанк справились на этот раз?

Дня начала разберем, зачем Беларуси вообще удерживать ЗВР на неком уровне. Во-первых, допустить сокращение ЗВР власти не могут по психологическим мотивам: значительную часть населения несколько девальваций приучили внимательно отслеживать динамику «золотого запаса» государства и немедленно реагировать на его снижение изъятием денег из банков.

Во-вторых, в матрице реформ к кредиту ЕФСР среди обязательных к выполнению показателей прямо прописан как раз объем ЗВР на конкретные даты. К примеру, для получения третьего транша кредита ЕФСР необходимо иметь ЗВР не менее 4,3 млрд USD на 1 сентября 2016 года, для получения четвертого транша — не менее 4,9 млрд USD на 1 января 2017 года.

Откуда же взять валюту не то, что на сохранение ЗВР, а на их рост, если экспортная выручка падает, а кредитный договор с МВФ весьма далек от подписания? Для решения этой проблемы Нацбанк и Минфин нашли временную меру в виде эмиссии валютных облигаций. Причем сферы ответственности ведомства разделили так: облигации на сроки до 1 года выпускает Нацбанк, на сроки свыше 1 года — Минфин.

Главными покупателями ценных бумаг Нацбанка и Минфина стали банки, прочие финансовые организации и крупнейшие экспортеры. Логично, для минимизации своих рисков и максимизации прибыли покупатели стремились приобретать облигации на меньшие сроки под больший процент. В итоге основным добытчиком валюты для государства стал Нацбанк. Да так стал, что ЗВР за вычетом долгов едва не скатились в отрицательную плоскость.

И вот в августе размещение новых выпусков облигаций у Нацбанка пошло довольно вяло. К последним числам месяца регулятор смог насобирать в копилку только 93,3 млн USD и 10 млн EUR при требуемых для погашения старых долгов 430 млн USD и 25 млн EUR.

Ни шатко, ни валко дела сперва обстояли и у Минфина. К 29 августа из необходимых 140 млн USD министерство нашло 110 млн USD.

Как уже можно догадаться, прорыв на долговом фронте произошел 29 числа. В этот день Минфин разместил по закрытой подписке целых 4 выпуска облигаций на общую сумму 350 млн USD. Вместе с остальными реализованными в августе облигациями это дало 482,1 млн USD. Поскольку подписка на ценные бумаги была преимущественно закрытой, благодетелей, «заморозивших» свою валюту на сроки до 3–5 лет Минфин не называет.

К настоящему моменту однозначно можно сказать одно. Благодаря сверхусилиям Минфина Нацбанк оказался спасен. ЗВР Беларуси продолжат показывать завидную стабильность и по итогам прошедших восьми месяцев года.

2016-09-05


Новости по теме: