Курсы валют Нацбанка РБ
22 ноя23 ноя
1 USD 3,4150 3,4150 0,0000
1 EUR 3,5911 3,5911 0,0000
100 RUB 3,3927 3,3927 0,0000
10 CNY 4,7114 4,7114 0,0000
10 PLN 8,2644 8,2644 0,0000

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
21 ноя22 ноя
USD 100,2192 100,6798 +0,4606
EUR 105,8090 106,0762 +0,2672
BYN 29,4702 29,4816 +0,0114
CNY 13,8224 13,8821 +0,0597
PLN 24,3724 24,3588 −0,0136

все курсы валют

В августе Минфин спас Нацбанк Беларуси от падения ЗВР

За последний месяц лета Минфину на пару с Нацбанком предстояло выплатить в счет долга по валютным облигациям около 600 млн USD. Из этой суммы почти 140 млн USD приходилось на Минфин, более 450 млн USD — на Нацбанк.

Важно отметить, что 600 млн USD — это лишь погашения в счет закрытия основного долга по ценным бумагам. В эту сумму не входят процентные платежи, точные суммы и график выплат по ним не обнародуются. Кроме того, каждый месяц Минфин и Нацбанк платят по валютным кредитам, которые брало либо непосредственно государство, либо казенные предприятия под гарантии того же государства.

Максимальную оценку таких обязательств ежемесячно публикует Нацбанк. Так, в августе валовой объем выплат мог составить 1 146,8 млн USD, из которых основной долг был равен 1 092,3 млн USD, проценты по нему — 54,5 млн USD.

При ЗВР Беларуси размером всего-то 4,6 млрд USD это колоссальная сумма! Как же Минфин и Нацбанк справились на этот раз?

Дня начала разберем, зачем Беларуси вообще удерживать ЗВР на неком уровне. Во-первых, допустить сокращение ЗВР власти не могут по психологическим мотивам: значительную часть населения несколько девальваций приучили внимательно отслеживать динамику «золотого запаса» государства и немедленно реагировать на его снижение изъятием денег из банков.

Во-вторых, в матрице реформ к кредиту ЕФСР среди обязательных к выполнению показателей прямо прописан как раз объем ЗВР на конкретные даты. К примеру, для получения третьего транша кредита ЕФСР необходимо иметь ЗВР не менее 4,3 млрд USD на 1 сентября 2016 года, для получения четвертого транша — не менее 4,9 млрд USD на 1 января 2017 года.

Откуда же взять валюту не то, что на сохранение ЗВР, а на их рост, если экспортная выручка падает, а кредитный договор с МВФ весьма далек от подписания? Для решения этой проблемы Нацбанк и Минфин нашли временную меру в виде эмиссии валютных облигаций. Причем сферы ответственности ведомства разделили так: облигации на сроки до 1 года выпускает Нацбанк, на сроки свыше 1 года — Минфин.

Главными покупателями ценных бумаг Нацбанка и Минфина стали банки, прочие финансовые организации и крупнейшие экспортеры. Логично, для минимизации своих рисков и максимизации прибыли покупатели стремились приобретать облигации на меньшие сроки под больший процент. В итоге основным добытчиком валюты для государства стал Нацбанк. Да так стал, что ЗВР за вычетом долгов едва не скатились в отрицательную плоскость.

И вот в августе размещение новых выпусков облигаций у Нацбанка пошло довольно вяло. К последним числам месяца регулятор смог насобирать в копилку только 93,3 млн USD и 10 млн EUR при требуемых для погашения старых долгов 430 млн USD и 25 млн EUR.

Ни шатко, ни валко дела сперва обстояли и у Минфина. К 29 августа из необходимых 140 млн USD министерство нашло 110 млн USD.

Как уже можно догадаться, прорыв на долговом фронте произошел 29 числа. В этот день Минфин разместил по закрытой подписке целых 4 выпуска облигаций на общую сумму 350 млн USD. Вместе с остальными реализованными в августе облигациями это дало 482,1 млн USD. Поскольку подписка на ценные бумаги была преимущественно закрытой, благодетелей, «заморозивших» свою валюту на сроки до 3–5 лет Минфин не называет.

К настоящему моменту однозначно можно сказать одно. Благодаря сверхусилиям Минфина Нацбанк оказался спасен. ЗВР Беларуси продолжат показывать завидную стабильность и по итогам прошедших восьми месяцев года.

2016-09-05


Новости по теме: