Нацбанк Беларуси недоволен раскачкой потребительских займов. Похоже, наказы НБРБ обретают весомые очертания.
Задолженность физлиц перед финансовым сектором достигла к 1 апреля 27,675 млрд BYN в экв. Казалось бы, это новый максимум за период замеров, но есть важные нюансы.
Так вот, у прироста обязательств физлиц за март есть особенность: он оказался ниже прошлогоднего — 0,341 млрд USD против 0,427 млрд BYN годом ранее. Вероятно, весной банки ринулись выполнять рекомендации регулятора по ограничению выдачи новых потребительских кредитов.
Напомним, зимой зампред правления НБРБ Дмитрий Калечиц заявлял, что банкам следует отказаться от активного наращивания потребительского кредитования в ущерб поддержке субъектов хозяйствования.
«Национальный банк определил ориентиры темпов наращивания потребительского кредитования в 2025 году», — отмечал в январе Дмитрий Калечиц.
Эти ориентиры прописаны в Основных направлениях
По итогам 2024 года физлица получили от банков потребительские кредиты на 12,9 млрд BYN. Таким образом, выдачи средств на потребительские цели в 2025 году должны вырасти не более чем на 16%.
Если ввести в расчеты и фактор инфляции, то реальный рост потребительских выдач едва превысит 10%
В марте новый руководитель НБРБ Роман Головченко предупредил банки, что регулятор собирается принимать меры макропруденциального характера для стимулирования инвестиционного кредитования и при необходимости охлаждения избыточного потребительского спроса, который ориентирован на импорт.
Первые ласточки потребительского сжатия уже видны на автомобильном рынке. Представители ассоциации БАА прокомментировали динамику продаж новых легковых автомобилей в марте.
По оценкам участников БАА, продажи через дилеров снизились на 6,9% по сравнению с февралем текущего года. Отраслевые эксперты связали это падение с изменениями в условиях финансирования, которые «временно повлияли на покупательскую активность».
Впрочем, в Беларуси часто бывает, что временное явление становится постоянным на длительные периоды. Яркий пример — запрет конца