Беларусь — это открытая экономика с большим экспортом и импортом. Поэтому для простых людей и предприятий важны изменения курсов валют.
Доля России во внешнем товарообороте Беларуси теперь колеблется около 60%. Также РФ имеет ключевые позиции в транзите белорусских товаров.
Ввиду полного либо частичного закрытия портов и суши стран Балтии, Польши и Украины именно россияне остались единственной альтернативой для перевозок товаров в страны дальней дуги.
Отползание белорусского рубля вниз от планки российского происходит прежде всего в интересах промышленности и аграриев. Удельный вес РФ как рынка сбыта продукции у госпредприятий в этих секторах может превышать 80%.
Конкурентоспособность экспорта в РФ у валообразующих госпредприятий нужна правительству, чтобы обеспечить в 2025 году обещанные 4+% экономического роста. Без плавного обесценения белорусского рубля в паре BYN/RUB выполнить планы по ВВП будет гораздо труднее.
В связи с этим в 2025 году имеет смысл пристально следить за курсом российской валюты. Динамика RUB остается определяющей для крупного госсектора, который способен быстро поднимать валовые показатели, а значит — и ВВП.
Так, в Газпромбанке назвали курс к концу 2025 года. Экономист Газпромбанка Павел Бирюков рассказал, что их базовый прогноз предполагает 103–105 RUB за доллар.
На этом фоне аналитики Евразийского банка развития не верят в силу рубля. Они прогнозируют, что средний за год курс составит 95 RUB, а на конец года — 100 RUB.
Текущее укрепление рубля — временное явление и связано с ростом оптимизма по поводу смягчения санкционного давления, временным снижением импорта и высокими процентными ставками, говорят в ЕАБР.
Бюджет РФ на 2025 год сверстан исходя из среднегодового курса 96,5 RUB за 1 USD. При падении курса доллара на 1 RUB бюджет теряет 100–160 млрд RUB.
Макроэкономические факторы в целом за ослабление российского рубля — это повышенные бюджетные расходы, прогнозируемое увеличение импорта и ожидаемое снижение процентных ставок, считают в ЕАБР.
В Беларуси же наблюдается рост доли
В