Жители синеокой рвут связи с чужими поставками еды. Население страны выбирает отечественное производство.
Розничный товарооборот организаций торговли за 2023 год достиг 65,9 млрд BYN. При этом продажи товаров белорусского производства составили 39,3 млрд BYN (59,5%).
По сравнению с 2022 годом доля белорусских товаровотчасти сократилась. В 2022-м товары отечественного производства занимали в товарообороте 60,9%, то есть на 1,4 п.п. больше, чем в 2023-м.
К сведению: в 2013 году удельный вес белорусской продукции достигал 71,0%. Затем в 2014 году он упал до 69,8%, в 2015-м – до 69,1%, в 2016-м – до 65,9%, в 2017-м – до 64,4%, в 2018-м – до 62,8%, в 2019-м – до 61,0%, в 2020-м – до 59,8%, в 2021-м – до 59,2%.
Выходит, на протяжении долгого периода доля отечественных товаров в продажах уменьшалась. В 2022 году тренд прервался, но в 2023-м возобновилось частичное снижение год к году.
Почему мы называем сокращение доли товаров из Беларуси частичным? Потому что это падение крайне неоднородно в товарных группах.
По принятой в РБ методике есть продовольственные и непродовольственные товары. В первую категорию входят пищевые продукты, напитки и табачные изделия, во вторую – все остальные позиции.
Так вот, в товарных группах подвижки долей были противоположны. Среди непродовольственных категорий удельный вес отечественных упал за 12 месяцев с 42,9% до 40,4%. И наоборот, среди продтоваров значение белорусских возросло с 76,8% до 77,5%.
Продукты питания из РБ отвоевали себе долю рынка 4-летней давности. Именно по итогам 2019-го они занимали ровно столько в потребительской корзине белорусов.
Впрочем, перемены за 10 лет пока еще в пользу импортных закупок. За это время удельный вес белорусских продтоваров в продажах ритейла упал на 5,7 п.п. (с 83,2% пo Бeлcтaтy). За 2013-2023 гг. представительство отечественной продукции в непродовольственной группе сократилось на 14,7 п.п. (с 55,1%).
Вероятно, потребление иностранных непродтоваров подросло благодаря подъему поставок с территории России и Китая. Оттуда могли ввозить товары как напрямую, так и в форме параллельного импорта.
В 2023 году жители и гости синеокой полностью удовлетворяли свой спрос белорусскими товарами (доля 100% в продажах) по мясу, сливочному маслу и яйцам, автомобильному бензину и дизельному топливу.
Удельный вес белорусского производства был близок к абсолюту по свежей столовой свекле (97,3%), говядине (99,6%), пищевым субпродуктам (99,7%), мясу домашней птицы и дичи (99,7%), консервам из мяса и субпродуктов пищевых (99,3%), плодовым винам (99,4%), водке (99,1%), сырам (95,7%), сахару и сахарозаменителям (99,5%).
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!