Курсы валют Нацбанка РБ
03 июл04 июл
1 USD 2,9631 2,9631 0,0000
1 EUR 3,5008 3,5008 0,0000
100 RUB 3,7743 3,7743 0,0000
10 PLN 8,2549 8,2549 0,0000
10 CNY 4,1231 4,1231 0,0000

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
02 июл03 июл
USD 78,4181 78,6540 +0,2359
EUR 92,7440 92,6774 −0,0666
BYN 26,4649 26,5194 +0,0545
PLN 21,8252 21,7938 −0,0314
CNY 10,9384 10,9465 +0,0081

все курсы валют

Белорусские товары вызвали ажиотаж

Летняя жара раскалила потребительскую активность в синеокой. На продукцию отечественного производства фиксируется бешеный спрос.

В РБ информировали о розничном товарообороте организаций торговли и доле белорусских товаров в продажах. В июле подытожили первую половину 2023 года.

Розничный товарооборот организаций торговли за 6 месяцев достиг 30,7 млрд BYN. При этом продажи товаров белорусского производства в 1 полугодии составили 18,7 млрд BYN.

Удельный вес белорусской продукции в товарообороте увеличился до 60,8%. Если сравнивать долю продаж товаров made in Belarus с аналогичными показателями в прошлые годы, то она прервала многолетнее падение,

Сравните: в 2013 году удельный вес белорусской продукции достигал 71,5%. Затем в 2014 году он упал до 70,4%, в 2015-м — до 69,5%, в 2016-м — до 66%, в 2017-м — до 65,3%, в 2018-м — до 63,2%, в 2019-м — до 61,7%, в 2020-м — до 60,6%, в 2021-м — до 59,2%, а в 2022-м развернулся до 60,3%.

В общем, на протяжении долгого периода доля отечественных товаров в продажах уменьшалась. Это происходило на фоне заявлений об импортозамещении на потребительском рынке. Однако в прошлом году все-таки наступил слом тренда, который был поддержан в текущем.

Согласно принятой в стране категоризации товары бывают продовольственными и непродовольственными. В первую категорию входят пищевые продукты, напитки и табачные изделия, во вторую — все остальные товары.

В обеих товарных группах до недавних пор шло уменьшение доли белорусской продукции. Причем по товарам непродовольственной группы это происходило быстрее и в данной категории отечественные производители уступили главное положение на рынке.

За 2013—2021 гг. удельный вес белорусских продтоваров в продажах ритейла упал с 82,8% до 76,4%. Одновременно с этим доля отечественной продукции в непродовольственной группе сократилась с 55,9% до 40,1%.

2022 год изменил вектор движения на противоположный. В 1 полугодии удельный вес продтоваров, произведенных в РБ, остался на уровне 76,9%, а по непродтоварам вырос до 41,6%. В 2023-м новый вектор продолжился: до 77,7% для продтоваров и 41,6% для непродтоваров.

По каким причинам белорусы развернулись в сторону отечественных марок? Ответ, который лежит на поверхности, — это эффект от западных санкций, а также от прекращения работы части грузовых погранпереходов на границах с Евросоюзом. Наиболее яркий пример: на фоне ограничений на поставки европейских брендов доля собранных в РБ новых легковых автомобилей среди проданных за 6 месяцев поднялась с 13,8% до 81,3%.

Крупный рост удельного веса белорусских товаров также наблюдался в категориях свежих яблок (с 36,4% до 55,6% по Белстату), свежей столовой свеклы (с 80,9% до 97,4%), свежей белокочанной капусты (с 62,3% до 77,6%), свежих томатов (с 44,4% до 59,6%), свежих огурцов (с 80,6% до 88,9%), керамической плитки (с 57,6% до 64,6%), чистящих и прочих средств бытовой химии (с 29,5% до 36%), телевизоров (с 16,3% до 22,2%).

2023-07-26