Курсы валют Нацбанка РБ
21 ноя22 ноя
1 USD 3,4007 3,4150 +0,0143
1 EUR 3,5895 3,5911 +0,0016
100 RUB 3,3954 3,3927 −0,0027
10 CNY 4,6935 4,7114 +0,0179
10 PLN 8,2716 8,2644 −0,0072

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
21 ноя22 ноя
USD 100,2192 100,6798 +0,4606
EUR 105,8090 106,0762 +0,2672
BYN 29,4702 29,4816 +0,0114
CNY 13,8224 13,8821 +0,0597
PLN 24,3724 24,3588 −0,0136

все курсы валют

Белорусские товары вызвали ажиотаж

Летняя жара раскалила потребительскую активность в синеокой. На продукцию отечественного производства фиксируется бешеный спрос.

В РБ информировали о розничном товарообороте организаций торговли и доле белорусских товаров в продажах. В июле подытожили первую половину 2023 года.

Розничный товарооборот организаций торговли за 6 месяцев достиг 30,7 млрд BYN. При этом продажи товаров белорусского производства в 1 полугодии составили 18,7 млрд BYN.

Удельный вес белорусской продукции в товарообороте увеличился до 60,8%. Если сравнивать долю продаж товаров made in Belarus с аналогичными показателями в прошлые годы, то она прервала многолетнее падение,

Сравните: в 2013 году удельный вес белорусской продукции достигал 71,5%. Затем в 2014 году он упал до 70,4%, в 2015-м — до 69,5%, в 2016-м — до 66%, в 2017-м — до 65,3%, в 2018-м — до 63,2%, в 2019-м — до 61,7%, в 2020-м — до 60,6%, в 2021-м — до 59,2%, а в 2022-м развернулся до 60,3%.

В общем, на протяжении долгого периода доля отечественных товаров в продажах уменьшалась. Это происходило на фоне заявлений об импортозамещении на потребительском рынке. Однако в прошлом году все-таки наступил слом тренда, который был поддержан в текущем.

Согласно принятой в стране категоризации товары бывают продовольственными и непродовольственными. В первую категорию входят пищевые продукты, напитки и табачные изделия, во вторую — все остальные товары.

В обеих товарных группах до недавних пор шло уменьшение доли белорусской продукции. Причем по товарам непродовольственной группы это происходило быстрее и в данной категории отечественные производители уступили главное положение на рынке.

За 2013—2021 гг. удельный вес белорусских продтоваров в продажах ритейла упал с 82,8% до 76,4%. Одновременно с этим доля отечественной продукции в непродовольственной группе сократилась с 55,9% до 40,1%.

2022 год изменил вектор движения на противоположный. В 1 полугодии удельный вес продтоваров, произведенных в РБ, остался на уровне 76,9%, а по непродтоварам вырос до 41,6%. В 2023-м новый вектор продолжился: до 77,7% для продтоваров и 41,6% для непродтоваров.

По каким причинам белорусы развернулись в сторону отечественных марок? Ответ, который лежит на поверхности, — это эффект от западных санкций, а также от прекращения работы части грузовых погранпереходов на границах с Евросоюзом. Наиболее яркий пример: на фоне ограничений на поставки европейских брендов доля собранных в РБ новых легковых автомобилей среди проданных за 6 месяцев поднялась с 13,8% до 81,3%.

Крупный рост удельного веса белорусских товаров также наблюдался в категориях свежих яблок (с 36,4% до 55,6% по Белстату), свежей столовой свеклы (с 80,9% до 97,4%), свежей белокочанной капусты (с 62,3% до 77,6%), свежих томатов (с 44,4% до 59,6%), свежих огурцов (с 80,6% до 88,9%), керамической плитки (с 57,6% до 64,6%), чистящих и прочих средств бытовой химии (с 29,5% до 36%), телевизоров (с 16,3% до 22,2%).

Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!

2023-07-26


Новости по теме: