Курсы валют Нацбанка РБ
01 мая02 мая
1 USD 3,2542 3,2550 +0,0008
1 EUR 3,4864 3,4916 +0,0052
100 RUB 3,4893 3,4839 −0,0054
10 CNY 4,4492 4,4438 −0,0054
10 PLN 8,0638 8,0753 +0,0115

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
01 мая02 мая
USD 91,7791 91,7791 +0,0000
EUR 98,0270 98,0270 +0,0000
BYN 28,3803 28,3803 +0,0000
CNY 12,5657 12,5657 +0,0000
PLN 22,8051 22,8051 +0,0000

все курсы валют

Белорусские товары вызвали ажиотаж

Летняя жара раскалила потребительскую активность в синеокой. На продукцию отечественного производства фиксируется бешеный спрос.

В РБ информировали о розничном товарообороте организаций торговли и доле белорусских товаров в продажах. В июле подытожили первую половину 2023 года.

Розничный товарооборот организаций торговли за 6 месяцев достиг 30,7 млрд BYN. При этом продажи товаров белорусского производства в 1 полугодии составили 18,7 млрд BYN.

Удельный вес белорусской продукции в товарообороте увеличился до 60,8%. Если сравнивать долю продаж товаров made in Belarus с аналогичными показателями в прошлые годы, то она прервала многолетнее падение,

Сравните: в 2013 году удельный вес белорусской продукции достигал 71,5%. Затем в 2014 году он упал до 70,4%, в 2015-м — до 69,5%, в 2016-м — до 66%, в 2017-м — до 65,3%, в 2018-м — до 63,2%, в 2019-м — до 61,7%, в 2020-м — до 60,6%, в 2021-м — до 59,2%, а в 2022-м развернулся до 60,3%.

В общем, на протяжении долгого периода доля отечественных товаров в продажах уменьшалась. Это происходило на фоне заявлений об импортозамещении на потребительском рынке. Однако в прошлом году все-таки наступил слом тренда, который был поддержан в текущем.

Согласно принятой в стране категоризации товары бывают продовольственными и непродовольственными. В первую категорию входят пищевые продукты, напитки и табачные изделия, во вторую — все остальные товары.

В обеих товарных группах до недавних пор шло уменьшение доли белорусской продукции. Причем по товарам непродовольственной группы это происходило быстрее и в данной категории отечественные производители уступили главное положение на рынке.

За 2013—2021 гг. удельный вес белорусских продтоваров в продажах ритейла упал с 82,8% до 76,4%. Одновременно с этим доля отечественной продукции в непродовольственной группе сократилась с 55,9% до 40,1%.

2022 год изменил вектор движения на противоположный. В 1 полугодии удельный вес продтоваров, произведенных в РБ, остался на уровне 76,9%, а по непродтоварам вырос до 41,6%. В 2023-м новый вектор продолжился: до 77,7% для продтоваров и 41,6% для непродтоваров.

По каким причинам белорусы развернулись в сторону отечественных марок? Ответ, который лежит на поверхности, — это эффект от западных санкций, а также от прекращения работы части грузовых погранпереходов на границах с Евросоюзом. Наиболее яркий пример: на фоне ограничений на поставки европейских брендов доля собранных в РБ новых легковых автомобилей среди проданных за 6 месяцев поднялась с 13,8% до 81,3%.

Крупный рост удельного веса белорусских товаров также наблюдался в категориях свежих яблок (с 36,4% до 55,6% по Белстату), свежей столовой свеклы (с 80,9% до 97,4%), свежей белокочанной капусты (с 62,3% до 77,6%), свежих томатов (с 44,4% до 59,6%), свежих огурцов (с 80,6% до 88,9%), керамической плитки (с 57,6% до 64,6%), чистящих и прочих средств бытовой химии (с 29,5% до 36%), телевизоров (с 16,3% до 22,2%).

Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!

2023-07-26


Новости по теме: