USD нал EUR нал
3,1990 / 3,2050 3,4720 / 3,4800
Курсы валют Нацбанка РБ
26 мая27 мая
1 USD 3,2050 3,1983 −0,0067
1 EUR 3,4758 3,4649 −0,0109
100 RUB 3,5495 3,5608 +0,0113
10 CNY 4,4118 4,3947 −0,0171
10 PLN 8,1460 8,1397 −0,0063

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
26 мая27 мая
USD 89,7026 89,7026 +0,0000
EUR 97,0954 97,0954 +0,0000
BYN 28,0470 28,0470 +0,0000
CNY 12,3300 12,3300 +0,0000
PLN 22,7810 22,7810 +0,0000

все курсы валют

Белорусский ритейл ответил на регулирование цен ростом зарплат

Флагманские бизнесы РБ подбили финансовые и производственные итоги 2022 года. Крайне любопытными оказались результаты розничной торговли.

Сначала обозначим показатели флагманов ритейла (крупных и средних компаний) по итогам 9 месяцев — до расширения ценового регулирования в стране.

Выручка флагманов отрасли за три квартала составила 42,8 млрд BYN. По отношению к сопоставимому периоду 2021 года объем выручки ритейлеров вырос на 16,5%. Потребительские цены за указанный период поднялись на 15,7% г/г (по Белстату). Значит в реальном выражении выручка розничных торговцев тоже увеличилась.

Прибыль флагманских компаний от реализации за 9 месяцев достигла 1,257 млрд BYN. Рост прибыли оказался большим — аж на 88,8% к 2021 году.

Рентабельность продаж у флагманов отрасли по итогам за 9 месяцев составила 2,9% против 1,8% годом ранее. Пиковая рентабельность по ритейлу в 2022-м наблюдалась в марте — 4,2% (на фоне ажиотажных покупок белорусов).

Введенное в начале октября регулирование цен неизбежным образом отразилось на финансовых показателях ритейлеров. За 4 квартал 2022-го флагманы отрасли заработали всего 239 млн BYN прибыли с продаж против 490 млн BYN в 3 квартале и 255 млн BYN в 4 квартале 2021-го.

Как видно, прибыль от реализации у флагманов отрасли в 4 квартале сократилась к сопоставимому кварталу даже без поправки на рост цен.

В результате ритейл испытал падение рентабельности продаж. Если в 3 квартале 2022-го средняя рентабельность в отрасли составила 3,2%, то в 4 квартале она упала до 1,6%. Сравните: в 4 квартале 2021 года средний уровень рентабельности составил 2,0%.

Однако нарастающим итогом показатели за год остались вполне приличными. Выручка флагманских компаний в 2022-м составила 57,7 млрд BYN (+15,2% к 2021 году). На величину роста номинальной выручки увеличились и потребительские цены. Из этого следует, что выручка ритейла в реальном выражении не упала к 2021 году.

Прибыль от реализации за 2022-й сложилась на уровне 1,496 млрд BYN (+65,4%). И здесь отрасли хватило запасов «жирка», накопленного в начале года.

Также интересно, что в 2022 году флагманы ритейла сохранили трудовые коллективы, тем самым улучшив результаты по сравнению с 2021-м. Соотношение принятых и уволенных работников в отрасли по итогам года составило 99,8% (против 93,8% в 2021-м).

Списки работников в ритейле увеличились за 2022 год на 0,6% до 212,4 тыс. человек. В 2021-м фиксировалось сокращение списков на 0,6%.

Зарплатные фонды у флагманов розничной торговли выросли к 2021 году на 15,6% до 3,310 млрд BYN. С учетом темпов инфляции размер фондов увеличился к 2021-му в реальном выражении.

Уровень среднечасовой зарплаты в ритейле вырос с 7,0 BYN в 2021-м до 8,0 BYN в 2022-м, при этом в декабре — с 7,5 до 8,8 BYN.

2023-02-22


Новости по теме: