Курсы валют Нацбанка РБ
22 ноя23 ноя
1 USD 3,4150 3,4150 0,0000
1 EUR 3,5911 3,5911 0,0000
100 RUB 3,3927 3,3927 0,0000
10 CNY 4,7114 4,7114 0,0000
10 PLN 8,2644 8,2644 0,0000

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
21 ноя22 ноя
USD 100,2192 100,6798 +0,4606
EUR 105,8090 106,0762 +0,2672
BYN 29,4702 29,4816 +0,0114
CNY 13,8224 13,8821 +0,0597
PLN 24,3724 24,3588 −0,0136

все курсы валют

Белорусский ритейл ответил на регулирование цен ростом зарплат

Флагманские бизнесы РБ подбили финансовые и производственные итоги 2022 года. Крайне любопытными оказались результаты розничной торговли.

Сначала обозначим показатели флагманов ритейла (крупных и средних компаний) по итогам 9 месяцев — до расширения ценового регулирования в стране.

Выручка флагманов отрасли за три квартала составила 42,8 млрд BYN. По отношению к сопоставимому периоду 2021 года объем выручки ритейлеров вырос на 16,5%. Потребительские цены за указанный период поднялись на 15,7% г/г (по Белстату). Значит в реальном выражении выручка розничных торговцев тоже увеличилась.

Прибыль флагманских компаний от реализации за 9 месяцев достигла 1,257 млрд BYN. Рост прибыли оказался большим — аж на 88,8% к 2021 году.

Рентабельность продаж у флагманов отрасли по итогам за 9 месяцев составила 2,9% против 1,8% годом ранее. Пиковая рентабельность по ритейлу в 2022-м наблюдалась в марте — 4,2% (на фоне ажиотажных покупок белорусов).

Введенное в начале октября регулирование цен неизбежным образом отразилось на финансовых показателях ритейлеров. За 4 квартал 2022-го флагманы отрасли заработали всего 239 млн BYN прибыли с продаж против 490 млн BYN в 3 квартале и 255 млн BYN в 4 квартале 2021-го.

Как видно, прибыль от реализации у флагманов отрасли в 4 квартале сократилась к сопоставимому кварталу даже без поправки на рост цен.

В результате ритейл испытал падение рентабельности продаж. Если в 3 квартале 2022-го средняя рентабельность в отрасли составила 3,2%, то в 4 квартале она упала до 1,6%. Сравните: в 4 квартале 2021 года средний уровень рентабельности составил 2,0%.

Однако нарастающим итогом показатели за год остались вполне приличными. Выручка флагманских компаний в 2022-м составила 57,7 млрд BYN (+15,2% к 2021 году). На величину роста номинальной выручки увеличились и потребительские цены. Из этого следует, что выручка ритейла в реальном выражении не упала к 2021 году.

Прибыль от реализации за 2022-й сложилась на уровне 1,496 млрд BYN (+65,4%). И здесь отрасли хватило запасов «жирка», накопленного в начале года.

Также интересно, что в 2022 году флагманы ритейла сохранили трудовые коллективы, тем самым улучшив результаты по сравнению с 2021-м. Соотношение принятых и уволенных работников в отрасли по итогам года составило 99,8% (против 93,8% в 2021-м).

Списки работников в ритейле увеличились за 2022 год на 0,6% до 212,4 тыс. человек. В 2021-м фиксировалось сокращение списков на 0,6%.

Зарплатные фонды у флагманов розничной торговли выросли к 2021 году на 15,6% до 3,310 млрд BYN. С учетом темпов инфляции размер фондов увеличился к 2021-му в реальном выражении.

Уровень среднечасовой зарплаты в ритейле вырос с 7,0 BYN в 2021-м до 8,0 BYN в 2022-м, при этом в декабре — с 7,5 до 8,8 BYN.

2023-02-22


Новости по теме: