Флагманские предприятия синеокой сообщили о финансах за 10 месяцев. В текущем году уменьшается доля низкорентабельных компаний.
Один из главных финансовых показателей любой компании — это рентабельность продаж. Рентабельность продаж отражает какую прибыль предприятие получает на единицу выручки. Как правило, чем выше рентабельность, тем выше эффективность работы бизнеса.
Также рентабельность ценна тем, что показывает эффективность работы компании без учета долговой нагрузки. Если долговая нагрузка велика, но рентабельность стабильно высока, бизнес имеет хорошие шансы на выживание при условии облегчения долгового бремени. Если же нагрузка высока, а рентабельность на протяжении лет низка или отрицательна, шансы на выживание уменьшаются во времени.
За январь—октябрь 2022 года средняя рентабельность продаж среди флагманов составила 8,9% (8,2% в 2021 году по Белстату). Отметим, что в 3 и 4 кварталах статистика зафиксировала последовательное снижение средней рентабельности: за июль она составила 10,2%, за август — 9,8%, за сентябрь — 8,7%, за октябрь — 8,4%.
Пиковый показатель по средней рентабельности в 2022 году пока остается за июнем (11,0%). Схожая картина наблюдалась и годом ранее: пик рентабельности в июне и ее падение в 3 квартале.
При этом медианная рентабельность меньше, что отражает доля предприятий с отрицательной и низкой рентабельностью. Компании с отрицательной или малой (0–5%) рентабельностью входят в круг уязвимых бизнесов в кризисные периоды.
По итогам 10 месяцев около 18,2% флагманских компаний РБ были нерентабельными (зафиксировали убытки от реализации продукции), а 29,9% имели рентабельность в пределах 0–5%.
Совокупный удельный вес нерентабельных и низкорентабельных флагманов по стране составил 48,1%. Это значит, что медиана по рентабельности стала выше 5%.
На другом полюсе от этой группы находятся высокодоходные бизнесы. В январе—октябре
Низкорентабельные и нерентабельные флагманы встречались с самой низкой частотой в Гродненской области. За 10 месяцев флагманские компании западного региона отчитались о 38,4% таких бизнесов.
В Минске доля нерентабельных и низкорентабельных флагманов составила 42,5%. Параллельно Минск остался лидером по доле высокодоходных компаний. В столице 14,2% флагманов рассказали о рентабельности продаж от 20%, а 7,1% флагманов — о рентабельности от 30% и более.
Другая ситуация сложилась в Могилевской области. В этом регионе отмечались самая высокая доля нерентабельных и низкорентабельных флагманов (61,2%) и низкие доли высокодоходных флагманов (5,7% с рентабельностью от 20% и 1,4% с рентабельностью 30+%).