Белорусы охотятся за отечественными товарами
В стране выросла доля белорусской продукции в продажах ритейла. Ищем, за счет чего изменились потребительские предпочтения.
В Беларуси рассказали о розничном товарообороте организаций торговли и доле белорусских товаров в продажах. В октябре в РБ подытожили данные за 9 месяцев 2022 года.
По Белстату розничный товарооборот организаций торговли за 3 квартала составил 42,2 млрд BYN, из которых 22,5 млрд BYN сформировали продтовары, 19,7 млрд BYN — непродтовары. Удельный вес продтоваров в продажах достиг 53,3%, непродтоваров — 46,7%.
Продажи товаров белорусского производства за 9 месяцев достигли 25,8 млрд BYN, из них 17,3 млрд BYN обеспечили продтовары, а 8,5 млрд BYN — непродтовары. Удельный вес белорусской продукции в товарообороте 3 кварталов текущего года составил 61,1%.
Сравните: по итогам 9 месяцев 2013 года доля белорусской продукции достигала 71,7%. Затем в 2014 году она упала до 70,7%, в
До текущего года удельный вес отечественных товаров в продажах постоянно уменьшался. Однако в
Что могло стать причиной такого разворота?
Полагаем, что основные причины весьма прозаичны. Это последствия падения реальных располагаемых доходов населения, подорожание в белорусских рублях российского импорта, а также действие санкций, которые сделали менее доступным импорт из Европы и Северной Америки.
Смотрите: реальные располагаемые доходы населения в РБ за 8 месяцев сократились к такому же периоду прошлого года на 3,6%. Белорусский рубль в среднем ослаб к российскому за 9 месяцев (к 2021 году) на 11+%, что сделало российский импорт более дорогим в BYN. А ведь в 2022 году на РФ приходится уже 2/3 товарной торговли Беларуси!
Понятно, что рядовой покупатель при снижении реальных доходов руководствуется самой простой логикой — выбирает то, что подешевле. В 2022 году этот выбор естественным образом чаще падает на отечественные товары.
По классификации товары бывают продовольственными и непродовольственными. В первую категорию входят пищевые продукты, напитки и табачные изделия, во вторую — остальные товары.
Позитивные для белорусских производителей изменения произошли по обеим товарным группам, но больше по непродтоварам. Если за январь—сентябрь 2021 года доля отечественной продукции в непродтоварах составила 40,9%, то в
Удельный вес белорусских товаров в продажах продовольствия вырос слабее — с 76,8% до 76,9%. Правда, по сравнению с 2013 годом еще фиксируется спад: 9 лет назад доля белорусских продуктов была равна 83,3%, а непродтоваров — 56,3%.
Внутри укрупненных товарных групп доли продаж белорусской продукции сильно варьируют. Например, по итогам 9 месяцев удельный вес продаж свежих фруктов и орехов из Беларуси составил 10,5%, рыбы — 13,1%, растительного масла — 15,3%, гречневой крупы — 29,0%, свежих томатов — 59,0%.
Среди непродтоваров малая доля позиций made in Belarus наблюдалась по легковым автомобилям (11,6%), по