Флагманы HoReCa рассказали о продажах и финансах
Флагманские бизнесы в сфере
По белорусским методикам крупные и средние гостиницы и рестораны как правило классифицируются по виду деятельности «услуги по временному проживанию и питанию».
В международном обиходе для этого бизнеса принята аббревиатура HoReCa. HoReCa чаще всего расшифровывается как Hotel, Restaurant, Catering/Café. Далее мы используем это сокращение с целью удобства восприятия информации.
За январь—август 2022 года товарооборот сети общественного питания вырос на 1,1% к отметкам прошлого года. Однако в помесячной динамике сокращение реального товарооборота идет с апреля. Например, в августе товарооборот в сопоставимых ценах упал на 1,3% к
Средняя зарплата в отрасли ниже, чем в целом по экономике. По данным Белстата за 7 месяцев 2022 года она составила 1078 BYN при среднем показателе 1583 BYN. При этом средний заработок в услугах по временному проживанию составил 1044 BYN, в услугах общепита — 1089 BYN.
В 2022 году флагманы HoReCa увольняют людей практически с той же частотой, с какой берут на работу. За январь—июль количество принятых работников составило 10,5 тыс., уволенных — 10,6 тыс., а коэффициент замещения уволенных принятыми — 99,1%.
Среднесписочное число работников за 7 месяцев упало к 2021 году на 1,9%. Средний показатель сокращения списков по экономике — 2,3%.
В Беларуси данные о финансах крупных и средних организаций приходят с задержкой от завершения отчетного периода. Поэтому в сентябре самая свежая информация относится к статистике за 7 месяцев.
Флагманы HoReCa за 7 месяцев заработали с продаж прибыль в 58,4 млн BYN при выручке в 1,790 млрд BYN. С подобным соотношением прибыли и выручки средняя рентабельность в отрасли будет относительно малой.
По итогам января—июля средняя рентабельность продаж в HoReCa составила 3,3%. Правда, за 7 месяцев 2021 года средний показатель по отрасли был существенно ниже — 0,6%.
За 7 месяцев 31,0% флагманов отрасли показали отрицательную рентабельность. Это значит, что они несли убытки от реализации продукции, выполнения работ или оказания услуг. Еще 44,8% флагманов отразили рентабельность продаж в пределах 0–5%.
В январе—июле 11,2% флагманских компаний HoReCa отчитались о рентабельности продаж 10+% и лишь 1,7% флагманов — о рентабельности 20+%. Средние доли таких компаний по экономике составили за 7 месяцев 29,8% и 9,4% соответственно.
Суммарные долги отрасли на 1 августа 2022 года достигли 1,542 млрд BYN (+19,4% к 1 января). За 7 месяцев флагманы HoReCa направили на погашение кредитов и займов 115,6 млн BYN, что на 32,9% меньше, чем в