Флагманские компании РБ заметно различаются по уровню финансовых результатов. Посмотрим, какие из них лидируют перед большинством в 2022 году.
Один из главных финансовых показателей бизнеса — это рентабельность продаж. Рентабельность продаж представляет собой соотношение прибыли от реализации продукции и выручки за промежуток времени.
Рентабельность отражает, имеет ли компания прибыль с продаж или несет с продаж убытки. Если рентабельность отрицательна, то прибыли от реализации нет, а есть убытки, если положительна, то верно обратное.
Рентабельность продаж показывает, насколько эффективно работает предприятие вне связи с долговой нагрузкой. Если рентабельность продолжительное время отрицательна или низка, то и с господдержкой бизнес имеет шансы стать банкротом. Если рентабельность стабильно высока, бизнесу с высокой вероятностью будет нипочем и значительная долговая нагрузка.
В Беларуси данные о финансах крупных и средних компаний приходят с задержкой от окончания отчетного периода. По этой причине в июле самая свежая информация относится к цифрам на 1 июня.
За 5 месяцев 2022 года средняя рентабельность продаж флагманов составила 8,1% (по Белстату). В январе-мае 2021-го средний показатель по лидерским организациям был меньше – 7,6%.
Медианная рентабельность у флагманов Беларуси ниже средней. Это видно по доле нерентабельных (<0%) и низкорентабельных (0-5%) компаний в выборке – 53,1% за 5 месяцев 2022-го. Значит медиана по рентабельности продаж не достигла 5%.
За январь-май самую высокую рентабельность продаж среди отраслей экономики показали финансовая и страховая деятельность (32,8%), лесоводство и лесозаготовки (21,6%), операции с недвижимостью (20,0%), информация и связь (17,6%).
При этом в лесоводстве и лесозаготовках апрель и май не порадовали супервысокими показателями. Если в 1 квартале средняя рентабельность находилась выше 25%, то во 2 квартале она снизилась до 12-16%. Вероятно, это эффект санкций Евросоюза на белорусскую деревообработку.
По сравнению с прошлым годом средняя рентабельность в экономике выросла на 0,5 п.п. Лидерами по росту рентабельности продаж за 5 месяцев стали торговля автомобилями и мотоциклами (+7,1 п.п.), горнодобывающая промышленность (+4,1 п.п.), а также финансовая и страховая деятельность (+2,8 п.п.).
В январе-мае текущего года по удельному весу флагманов с рентабельностью 30+% лидировала финансовая и страховая деятельность (44,4% компаний), на второе место вышли творчество, спорт, развлечения и отдых (19,5% бизнесов), на третье – операции с недвижимостью (15,7%).
По доле флагманов с рентабельностью 20+% в 2022 году первенствовали лесоводство и лесозаготовки (62,5% бизнесов) и финансовая и страховая деятельность (55,6% компаний) и творчество, спорт, развлечения и отдых (29,7%).
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!