Среди крупных и средних компаний есть те, которые выделяются на общем фоне. Найдем лидеров и аутсайдеров по финансовым результатам в 2022 году.
Один из главных финансовых показателей бизнеса — это рентабельность продаж. Рентабельность продаж представляет собой соотношение прибыли от реализации продукции и выручки за промежуток времени.
Как правило, чем выше рентабельность, тем эффективнее работает бизнес. В целом верно и обратное: ниже рентабельность — ниже эффективность бизнеса.
Рентабельность отражает, имеет ли компания прибыль с продаж или несет с продаж убытки. Если рентабельность отрицательна, то прибыли нет, а есть убытки, если положительна, то бизнес дает прибыль.
Рентабельность продаж показывает, насколько эффективно работает предприятие вне связи с долговой нагрузкой. Если рентабельность продолжительное время отрицательна или низка, то и с господдержкой бизнес имеет высокие шансы стать банкротом. Если рентабельность стабильно высока, бизнесу с высокой вероятностью будет нипочем и значительная долговая нагрузка.
В Беларуси данные о финансах крупных и средних компаний приходят с задержкой от окончания отчетного периода. По этой причине в мае самая свежая информация относится к цифрам на 1 апреля.
За 1 квартал 2022 года средняя рентабельность продаж у флагманов составила 8,3% (согласно Белстату). В январе-марте 2021 года средний показатель по лидерским организациям был меньше – 7,3%.
Однако медианная рентабельность у флагманов Беларуси ниже средней. Это видно по доле нерентабельных (<0%) и низкорентабельных (0-5%) компаний в выборке – 55,6% за 1 квартал 2022-го. Значит медиана по рентабельности продаж не достигла 5%.
За 3 месяца самую высокую рентабельность продаж среди отраслей экономики показали финансовая и страховая деятельность (31,4%), лесоводство и лесозаготовки (25,6%), операции с недвижимостью (19,4%), информация и связь (17,3%).
Из топового списка по итогам марта выпала горнодобывающая промышленность, которая еще в январе показывала рентабельность 30,9%, в феврале – 34,7%. Однако за первый месяц весны показатель отрасли обвалился до минус 7,5%.
Снижение рентабельности на добывающих флагманах – скорее всего следствие санкций ЕС и США, а также боевых действий на территории Украины. Из-за санкций и прекращения украинского транзита оказались разорваны прежние логистические цепочки.
На другом конце рейтинга рентабельности в 1 квартале находились воздушный транспорт (минус 5,6%), услуги по временному проживанию и питанию (минус 0,2%), водный транспорт (1%) и розничная торговля (2,3%).
Следует отметить скачок рентабельности в марте у флагманов воздушного транспорта (до 20,8%) и розничной торговли (до 4,2%). В ритейле временный подъем рентабельности был связан с ажиотажным спросом на товары в марте. Данные по апрелю показывают, что бурный рост товарооборота уже сменился резким падением.
По сравнению с прошлым годом средняя рентабельность в экономике выросла на 1 п.п. Лидерами по росту рентабельности продаж в 1 квартале стали водный транспорт (+9,8 п.п.), горнодобывающая промышленность (+5,8 п.п.), финансовая и страховая деятельность (+4,6 п.п.).
Наиболее заметное падение рентабельности к 2021 году испытали воздушный транспорт (минус 7,3 п.п.), почтовая и курьерская деятельность (минус 6,3 п.п.), строительство (минус 4,7 п.п.), образование (минус 3 п.п.).
В январе-марте 2022-го по доле флагманов с рентабельностью 30+% лидировала финансовая и страховая деятельность (44,4% компаний), а на второе место вышли лесоводство и лесозаготовки (31,3% бизнесов).
По удельному весу флагманов с рентабельностью 20+% первенствовали те же отрасли экономики – лесоводство и лесозаготовки (69,6% бизнесов) и финансовая и страховая деятельность (44,4% компаний).
В 2022-м статорганы пока не выявили флагманы с рентабельностью 30% или выше в горнодобывающей промышленности, розничной торговле, на водном и воздушном транспорте, а также в услугах по временному проживанию и питанию (HoReCa).
По доле флагманов с рентабельностью ниже 5% впереди оказались ритейл (82,2%), HoReCa (82,1%), водный транспорт (71,4%), строительство (71,3%), по удельному весу нерентабельных бизнесов – воздушный транспорт (66,7%), HoReCa (49,1%), водный транспорт (42,9%) и горнодобывающая промышленность (40%).
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!