Курсы валют Нацбанка РБ
22 ноя23 ноя
1 USD 3,4150 3,4150 0,0000
1 EUR 3,5911 3,5911 0,0000
100 RUB 3,3927 3,3927 0,0000
10 CNY 4,7114 4,7114 0,0000
10 PLN 8,2644 8,2644 0,0000

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
21 ноя22 ноя
USD 100,2192 100,6798 +0,4606
EUR 105,8090 106,0762 +0,2672
BYN 29,4702 29,4816 +0,0114
CNY 13,8224 13,8821 +0,0597
PLN 24,3724 24,3588 −0,0136

все курсы валют

В Беларуси отыскали передовые и отстающие бизнесы

Среди крупных и средних компаний есть те, которые выделяются на общем фоне. Найдем лидеров и аутсайдеров по финансовым результатам в 2022 году.

Один из главных финансовых показателей бизнеса — это рентабельность продаж. Рентабельность продаж представляет собой соотношение прибыли от реализации продукции и выручки за промежуток времени.

Как правило, чем выше рентабельность, тем эффективнее работает бизнес. В целом верно и обратное: ниже рентабельность — ниже эффективность бизнеса.

Рентабельность отражает, имеет ли компания прибыль с продаж или несет с продаж убытки. Если рентабельность отрицательна, то прибыли нет, а есть убытки, если положительна, то бизнес дает прибыль.

Рентабельность продаж показывает, насколько эффективно работает предприятие вне связи с долговой нагрузкой. Если рентабельность продолжительное время отрицательна или низка, то и с господдержкой бизнес имеет высокие шансы стать банкротом. Если рентабельность стабильно высока, бизнесу с высокой вероятностью будет нипочем и значительная долговая нагрузка.

В Беларуси данные о финансах крупных и средних компаний приходят с задержкой от окончания отчетного периода. По этой причине в мае самая свежая информация относится к цифрам на 1 апреля.

За 1 квартал 2022 года средняя рентабельность продаж у флагманов составила 8,3% (согласно Белстату). В январе-марте 2021 года средний показатель по лидерским организациям был меньше – 7,3%.

Однако медианная рентабельность у флагманов Беларуси ниже средней. Это видно по доле нерентабельных (<0%) и низкорентабельных (0-5%) компаний в выборке – 55,6% за 1 квартал 2022-го. Значит медиана по рентабельности продаж не достигла 5%.

Лидерские и аутсайдерские бизнесы

За 3 месяца самую высокую рентабельность продаж среди отраслей экономики показали финансовая и страховая деятельность (31,4%), лесоводство и лесозаготовки (25,6%), операции с недвижимостью (19,4%), информация и связь (17,3%).

Из топового списка по итогам марта выпала горнодобывающая промышленность, которая еще в январе показывала рентабельность 30,9%, в феврале – 34,7%. Однако за первый месяц весны показатель отрасли обвалился до минус 7,5%.

Снижение рентабельности на добывающих флагманах – скорее всего следствие санкций ЕС и США, а также боевых действий на территории Украины. Из-за санкций и прекращения украинского транзита оказались разорваны прежние логистические цепочки.

На другом конце рейтинга рентабельности в 1 квартале находились воздушный транспорт (минус 5,6%), услуги по временному проживанию и питанию (минус 0,2%), водный транспорт (1%) и розничная торговля (2,3%).

Следует отметить скачок рентабельности в марте у флагманов воздушного транспорта (до 20,8%) и розничной торговли (до 4,2%). В ритейле временный подъем рентабельности был связан с ажиотажным спросом на товары в марте. Данные по апрелю показывают, что бурный рост товарооборота уже сменился резким падением.

Кто больше всех вырос/провалился по сравнению с прошлым годом

По сравнению с прошлым годом средняя рентабельность в экономике выросла на 1 п.п. Лидерами по росту рентабельности продаж в 1 квартале стали водный транспорт (+9,8 п.п.), горнодобывающая промышленность (+5,8 п.п.), финансовая и страховая деятельность (+4,6 п.п.).

Наиболее заметное падение рентабельности к 2021 году испытали воздушный транспорт (минус 7,3 п.п.), почтовая и курьерская деятельность (минус 6,3 п.п.), строительство (минус 4,7 п.п.), образование (минус 3 п.п.).

В январе-марте 2022-го по доле флагманов с рентабельностью 30+% лидировала финансовая и страховая деятельность (44,4% компаний), а на второе место вышли лесоводство и лесозаготовки (31,3% бизнесов).

По удельному весу флагманов с рентабельностью 20+% первенствовали те же отрасли экономики – лесоводство и лесозаготовки (69,6% бизнесов) и финансовая и страховая деятельность (44,4% компаний).

В 2022-м статорганы пока не выявили флагманы с рентабельностью 30% или выше в горнодобывающей промышленности, розничной торговле, на водном и воздушном транспорте, а также в услугах по временному проживанию и питанию (HoReCa).

По доле флагманов с рентабельностью ниже 5% впереди оказались ритейл (82,2%), HoReCa (82,1%), водный транспорт (71,4%), строительство (71,3%), по удельному весу нерентабельных бизнесов – воздушный транспорт (66,7%), HoReCa (49,1%), водный транспорт (42,9%) и горнодобывающая промышленность (40%).

Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!

2022-05-20


Новости по теме: