Курсы валют Нацбанка РБ
25 июн26 июн
1 USD 2,5315 2,5315 0,0000
1 EUR 2,6623 2,6623 0,0000
100 RUB 4,7265 4,7265 0,0000
10 PLN 5,6518 5,6518 0,0000

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
25 июн26 июн
USD 53,3234 53,3234 +0,0000
EUR 55,9640 55,9640 +0,0000
BYN 21,0640 21,0640 +0,0000
PLN 11,9366 11,9366 +0,0000

все курсы валют

В Беларуси отыскали передовые и отстающие бизнесы

Среди крупных и средних компаний есть те, которые выделяются на общем фоне. Найдем лидеров и аутсайдеров по финансовым результатам в 2022 году.

Один из главных финансовых показателей бизнеса — это рентабельность продаж. Рентабельность продаж представляет собой соотношение прибыли от реализации продукции и выручки за промежуток времени.

Как правило, чем выше рентабельность, тем эффективнее работает бизнес. В целом верно и обратное: ниже рентабельность — ниже эффективность бизнеса.

Рентабельность отражает, имеет ли компания прибыль с продаж или несет с продаж убытки. Если рентабельность отрицательна, то прибыли нет, а есть убытки, если положительна, то бизнес дает прибыль.

Рентабельность продаж показывает, насколько эффективно работает предприятие вне связи с долговой нагрузкой. Если рентабельность продолжительное время отрицательна или низка, то и с господдержкой бизнес имеет высокие шансы стать банкротом. Если рентабельность стабильно высока, бизнесу с высокой вероятностью будет нипочем и значительная долговая нагрузка.

В Беларуси данные о финансах крупных и средних компаний приходят с задержкой от окончания отчетного периода. По этой причине в мае самая свежая информация относится к цифрам на 1 апреля.

За 1 квартал 2022 года средняя рентабельность продаж у флагманов составила 8,3% (согласно Белстату). В январе-марте 2021 года средний показатель по лидерским организациям был меньше – 7,3%.

Однако медианная рентабельность у флагманов Беларуси ниже средней. Это видно по доле нерентабельных (<0%) и низкорентабельных (0-5%) компаний в выборке – 55,6% за 1 квартал 2022-го. Значит медиана по рентабельности продаж не достигла 5%.

Лидерские и аутсайдерские бизнесы

За 3 месяца самую высокую рентабельность продаж среди отраслей экономики показали финансовая и страховая деятельность (31,4%), лесоводство и лесозаготовки (25,6%), операции с недвижимостью (19,4%), информация и связь (17,3%).

Из топового списка по итогам марта выпала горнодобывающая промышленность, которая еще в январе показывала рентабельность 30,9%, в феврале – 34,7%. Однако за первый месяц весны показатель отрасли обвалился до минус 7,5%.

Снижение рентабельности на добывающих флагманах – скорее всего следствие санкций ЕС и США, а также боевых действий на территории Украины. Из-за санкций и прекращения украинского транзита оказались разорваны прежние логистические цепочки.

На другом конце рейтинга рентабельности в 1 квартале находились воздушный транспорт (минус 5,6%), услуги по временному проживанию и питанию (минус 0,2%), водный транспорт (1%) и розничная торговля (2,3%).

Следует отметить скачок рентабельности в марте у флагманов воздушного транспорта (до 20,8%) и розничной торговли (до 4,2%). В ритейле временный подъем рентабельности был связан с ажиотажным спросом на товары в марте. Данные по апрелю показывают, что бурный рост товарооборота уже сменился резким падением.

Кто больше всех вырос/провалился по сравнению с прошлым годом

По сравнению с прошлым годом средняя рентабельность в экономике выросла на 1 п.п. Лидерами по росту рентабельности продаж в 1 квартале стали водный транспорт (+9,8 п.п.), горнодобывающая промышленность (+5,8 п.п.), финансовая и страховая деятельность (+4,6 п.п.).

Наиболее заметное падение рентабельности к 2021 году испытали воздушный транспорт (минус 7,3 п.п.), почтовая и курьерская деятельность (минус 6,3 п.п.), строительство (минус 4,7 п.п.), образование (минус 3 п.п.).

В январе-марте 2022-го по доле флагманов с рентабельностью 30+% лидировала финансовая и страховая деятельность (44,4% компаний), а на второе место вышли лесоводство и лесозаготовки (31,3% бизнесов).

По удельному весу флагманов с рентабельностью 20+% первенствовали те же отрасли экономики – лесоводство и лесозаготовки (69,6% бизнесов) и финансовая и страховая деятельность (44,4% компаний).

В 2022-м статорганы пока не выявили флагманы с рентабельностью 30% или выше в горнодобывающей промышленности, розничной торговле, на водном и воздушном транспорте, а также в услугах по временному проживанию и питанию (HoReCa).

По доле флагманов с рентабельностью ниже 5% впереди оказались ритейл (82,2%), HoReCa (82,1%), водный транспорт (71,4%), строительство (71,3%), по удельному весу нерентабельных бизнесов – воздушный транспорт (66,7%), HoReCa (49,1%), водный транспорт (42,9%) и горнодобывающая промышленность (40%).

Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Вконтакте, Facebook и Telegram. Присоединяйтесь!

2022-05-20


Новости по теме: