Прямые иностранные инвестиции на чистой основе стали максимальными за 9 лет. Раскрываем секреты инвестиционного чуда на просторах синеокой.
Прямые иностранные инвестиции на чистой основе за 1 квартал 2022 года составили 1,818 млрд USD в эквиваленте. Это крупнейшая сумма прямых иностранных инвестиций за первую четверть года за весь период наблюдений по принятой в стране методике (действует с 2014 года).
Сравните: суммы инвестиций за 1 квартал в предыдущие годы были таковы: за 2014 год – 874,3 млн USD, за 2015 год – 1,004 млрд USD, за 2016 год – 972,9 млн USD, за 2017 год – 832,7 млн USD, за 2018 год – 1,310 млрд USD, за 2019 год – 993,3 млн USD, за 2020 год – 1,456 млрд USD, за 2021 год – 1,247 млрд USD. Эти показатели можно найти в сборниках Белстата.
Объем инвестиций в 1 квартале 2022-го оказался несколько выше, чем совокупный размер инвестиций в удачном для экономики 2014 году – 1,812 млрд USD. Если власти не допустят чистого оттока инвестиций за 2-4 кварталы, результат 2014 года будет гарантированно превзойден.
Справочно: прямые иностранные инвестиции на чистой основе – это инвестиции без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы и услуги. В эту сумму не входят долговые инструменты типа кредитов, займов, финансового лизинга, кредиторки и дебиторки и др. Этот индикатор долгое время входил в число ключевых показателей эффективности работы Совмина.
Прямые иностранные инвестиции на чистой основе выступают как сальдированный результат — это поступление прямых иностранных инвестиций в страну за вычетом их изъятия. Данное сальдо инвестиций корректируется на потоки по организациям, акции или доли в уставных фондах которых находились в госсобственности и были проданы нерезидентам.
В относительном выражении прямые иностранные инвестиции на чистой основе за 1 квартал 2022 года выросли к сопоставимому кварталу 2021-го на 45,8%, в денежном выражении – на 571,4 млн USD.
Основные объемы инвестиций идут в реальный и банковские секторы экономики. За 1 квартал 2022-го реальный сектор получил 1,521 млрд USD прямых иностранных инвестиций на чистой основе, банковский – 274,5 млн USD (по данным НБРБ).
Прирост инвестиций в реальный сектор к 1 кварталу 2021-го составил 42,4%, или 452,7 млн USD, в банковский сектор – 68,8%, или 111,9 млн USD в эквиваленте.
В переходных экономиках нашего региона большую долю в инвестициях часто занимают поступления от приватизации госимущества. Однако в случае Беларуси это не так: по данным Госкомимущества проданные пакеты акций (10+% в уставном фонде), принадлежащие государству, составили по стоимости всего 63,9 тыс. USD за 1 квартал 2022 года. В 2021 году поступления были сопоставимы – лишь 62,9 млн USD от иностранных инвесторов.
Зато в 2022 году белорусы активизировали продажу недвижимости иностранным лицам – за 1 квартал нерезиденты купили у физлиц-резидентов РБ такое имущество на 20,6 млн USD (против 13,5 млн USD годом ранее). В относительном выражении прирост к прошлому году составил 52,6%.
24 февраля Путин объявил о начале специальной военной операции на территории Украины. Уже в первые дни вооруженного конфликта Россия и Беларусь оказались под усиленным санкционным давлением. В отношении обеих стран в феврале-марте ЕС и США были приняты новые пакеты ограничений.
Как ответ на эти меры в Беларуси 14 марта подписали указ №93 «О дополнительных мерах по обеспечению стабильного функционирования экономики». Согласно указу №93 в случае введения странами ограничительных мер, которые предполагают фактическое замораживание инвестпроектов в Беларуси, приостановку их финансирования, лишение технической возможности проведения расчетов по госдолгу в валюте, Минфину, банкам-агентам, иным юрлицам предоставлено право по решению Совмина обеспечивать исполнение обязательств перед такими странами в белорусских рублях.
Основной объем прямых иностранных инвестиций в Беларусь представляет собой реинвестирование капитала. При этом инвесторы не выводят «старый» капитал из Беларуси, а оставляют его в стране. Видимо, события февраля-марта вкупе с новым законодательством повлияли на иностранных инвесторов, которые решили оставить деньги в РБ.
К слову, само понятие «иностранный инвестор» весьма расплывчато. За формально иностранными инвестициями компаний-нерезидентов из зарубежной юрисдикции в странах СНГ зачастую стоят реальные бенефициары с гражданством/резидентством стран, в которые эти инвестиции поступают/реинвестируются. Беларусь в данном ряду не является исключением из правила.
Поэтому небывалый приток прямых иностранных инвестиций может быть банальным отражением временной концентрации денег в стране на фоне санкций, боевых действий в регионе и ограничений на трансграничные потоки капитала.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!