Вышли первые финансовые итоги работы флагманов в 2022 году. Компании по всей стране выстроились по уровню рентабельности.
Один из главных финансовых показателей любой компании – это рентабельность продаж. Рентабельность продаж отражает какую прибыль предприятие получает на единицу выручки. Как правило, чем выше рентабельность, тем выше эффективность работы бизнеса.
Рентабельность ценна также тем, что показывает эффективность работы компании без учета долговой нагрузки. Это позволяет оценить перспективы деятельности бизнеса в тяжелые времена и обоснованность господдержки.
Если долговая нагрузка велика, но рентабельность стабильно высока, бизнес имеет хорошие шансы на выживание при условии облегчения финансового бремени. Если же и нагрузка высока, и рентабельность долгое время низка или отрицательна, шансы на выживание у предприятия обычно стремятся к нулю.
В Беларуси данные о финансах крупных и средних компаний приходят с задержкой от окончания отчетного периода. Поэтому в марте самая свежая информация относится к цифрам за январь месяц.
По данным Белстата за январь 2022 года средняя рентабельность продаж среди флагманов составила 9,5%. Однако медианная рентабельность существенно ниже, на что указывает доля предприятий с отрицательной и низкой рентабельностью.
Компании с низкой (0-5%) или отрицательной рентабельностью входят в круг уязвимых бизнесов в кризисные периоды. Неслучайно чиновники часто выделают эту группу предприятий из общей массы и обращают на нее пристальное внимание.
По итогам января 2022-го порядка 28,1% флагманских компаний Беларуси были нерентабельными (зафиксировали убытки от реализации продукции), а 30,4% имели рентабельность в пределах 0-5%. Совокупный удельный вес нерентабельных (убыточных) и низкорентабельных флагманов в целом составил 58,5%.
На другом полюсе от этой группы находились высокодоходные бизнесы. В январе 2022 года 11,1% флагманов показали рентабельность 20+%, а 5,2% флагманов – 30+%. Таким образом, доля нерентабельных и низкорентабельных флагманов была пятикратно выше.
Реже всего низкорентабельные и нерентабельные крупные и средние бизнесы встречались в Гродненской области. По Гродненщине статорганы зафиксировали 52,1% таких флагманов.
По Минску доля нерентабельных и низкорентабельных флагманов составила 56,4%. Также Минск был лидером страны по доле высокодоходных компаний. Около 16,2% флагманов столицы отразили в отчетах рентабельность 20+%, 9,6% флагманов – рентабельность 30+%.
Другая ситуация сложилась в Могилевской области. В этом регионе отмечалась самая высокая доля нерентабельных и низкорентабельных флагманов (66,8%) и малая доля высокодоходных (7,5% с рентабельностью 20+%, 3,4% с рентабельностью 30+%). Известно, что Могилевщина заняла последнее место по размеру средней зарплаты.
Витебская область стала аутсайдером страны по удельному весу флагманов с рентабельностью 30+% – всего 2,8%. Второе место с конца по этому показателю разделили Брестская и Могилевская области – по 3,4%.
В Брестской области удельный вес нерентабельных и низкорентабельных флагманов составил 54,3%, в Витебской – 65,1%, в Гомельской – 60,8%, в Минской – 57,1%. В западных регионах страны (Брестчина и Гродненщина) доля уязвимых предприятий была ниже, чем в восточных.
В среднем по стране доля флагманов с рентабельностью 10+% составила 27,6% (каждое четвертое предприятие). В Витебской, Гомельской и Могилевской областях положение было хуже: лишь 21,6%, 22,6% и 21,2% флагманов этих регионов показали рентабельность 10+%.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!