Курсы валют Нацбанка РБ
27 окт28 окт
1 USD 2,9801 2,9270 −0,0531
1 EUR 3,4604 3,4063 −0,0541
100 RUB 3,6690 3,6957 +0,0267
10 PLN 8,1709 8,0432 −0,1277
10 CNY 4,1831 4,1146 −0,0685

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
27 окт28 окт
USD 80,9713 78,9848 −1,9865
EUR 94,0820 92,0233 −2,0587
BYN 27,1707 26,9849 −0,1858
PLN 22,1955 21,7021 −0,4934
CNY 11,3079 11,0648 −0,2431

все курсы валют

В Беларуси транспорт четвертый год снижает перевозки грузов

Флагманские организации транспортной отрасли отчитались о первых результатах за 2022 год. Объемы грузовых перевозок продолжили падение.

По итогам января 2022 года перевозки грузов транспортом в физическом весе сократились на 1,7% к уровню 2021-го. При этом грузооборот на транспорте РБ упал на 10,7% к отметке прошлого года – таковы оперативные оценки Белстата.

Отметим, что за 2021 год перевозки грузов транспортом упали на 3,5% к 2020 году. В 2020 году грузовые перевозки снижались на 6,8% к 2019-му, а в 2019-м – на 6,1% к 2018-му. Таким образом, сокращение перевозок в тоннах идет четвертый год подряд.

Перевозки пассажиров в человеках выросли за январь 2022-го всего на 0,02%. Незначительный рост в 2022-м произошел к низкой базе предыдущего года: в январе-2021 просадка к 2020 году составила 21,2%.

Справочно: в целом за 2021 год пассажирские перевозки упали на 3,5% к 2020 году, а за 2020 год уменьшение пассажирских перевозок к 2019-му достигало 18,6%.

В 2021 году чистый отток кадров зафиксирован в основных видах транспорта. По сухопутному и трубопроводному транспорту соотношение принятых и уволенных составило 72,5%, по водному – 71,5%, по воздушному – 27,8%. В целом по экономике это соотношение было равно 90,2% (902 принятых на 1000 уволенных).

За 2021 год средняя зарплата по секции «транспортная деятельность, складирование, почтовая и курьерская деятельность» составила 1379 BYN. Это ниже, чем средняя по стране, которая достигла 1434 BYN.

В Беларуси данные о финансах и расчетах крупных и средних организаций приходят с задержкой от окончания отчетного периода. Поэтому в феврале самая свежая информация относится к статистике за минувший год.

Средняя рентабельность продаж по флагманам транспортной отрасли за 2021 год составила 7,7%. Однако медианный показатель рентабельности заметно меньше.

По итогам 2021 года 24,2% флагманов отрасли были нерентабельны (несли убытки с продаж), а еще 40,9% имели рентабельность в пределах 0-5%. Совокупная доля бизнесов с рентабельностью до 5% составила около 65%. Следовательно, медиана по рентабельности у флагманов транспорта находилась ниже 5%.

Около 6,1% флагманов транспорта добились рентабельности 20+% и 3,3% флагманов – рентабельности 30+%. В среднем по экономике удельные веса таких компаний за 2021 год составили 8,4% и 4,0% соответственно.

К 1 января 2022 года суммарные долги флагманов отрасли достигли 7,231 млрд BYN, в том числе по сухопутному и трубопроводному транспорту – 4,723 млрд BYN, по воздушному – 922,1 млн BYN, по складированию и вспомогательной деятельности – 1,576 млрд BYN.

За 2021 год флагманы транспорта направили на погашение кредитов и займов 2,844 млрд BYN. По сравнению с 2020 годом нагрузка в деньгах выросла на 28,9% (в среднем по экономике – на 16,2%).

2022-02-22