Уходящий год стал для гостинично-ресторанного бизнеса лучше кризисного 2020-го. Однако в финансовом отношении отрасль пока нельзя назвать успешной.
По белорусским методикам крупные и средние гостиницы и рестораны как правило классифицируются по виду деятельности «услуги по временному проживанию и питанию». В международном обиходе для этого бизнеса принята аббревиатура HoReCa.
HoReCa чаще всего расшифровывается как Hotel, Restaurant, Catering/Café. Далее мы используем это сокращение с целью удобства восприятия информации.
Средняя зарплата в отрасли существенно ниже, чем в целом по экономике. По данным статорганов за 11 месяцев 2021-го она составила 944 BYN при общем показателе 1413 BYN.
В 2021 году флагманы HoReCa увольняют людей практически с той же частотой, с какой берут на работу. За 10 месяцев количество принятых и уволенных составило по 14,6 тыс. человек, а коэффициент замещения уволенных принятыми – 99,9%.
Вместе с тем, среднесписочная сумма работников за 10 месяцев упала к 2020 году на 2,3%. Сравните: средний показатель сокращения списков по экономике – 2%.
По итогам 10 месяцев выручка флагманов HoReCa выросла к 2020 году на 35,9% в номинале. Однако этот рост был показан к низкой базе прошлого года, когда выручка упала более чем на 18%.
При этом потребительские цены согласно Белстату за 10 месяцев 2021-го выросли на 9,3% к 2020-му, а за такой же период 2020-го по отношению к 2019-му – на 5,3%. По нашим расчетам реальный рост выручки в отрасли в 2021 году по сравнению с 2019-м (номинал с поправкой на инфляцию) близок к нулевому.
Флагманы HoReCa за 10 месяцев заработали с продаж лишь 18 млн BYN при выручке в 1,211 млрд BYN. Понятно, что с таким соотношением прибыли и выручки средняя рентабельность в отрасли будет очень низкой.
По итогам 10 месяцев средняя рентабельность продаж в HoReCa составила 1,5%. При этом в 2020 году средний показатель по отрасли был отрицательным – минус 1,1%.
За 10 месяцев 2021-го около 39,7% флагманов отрасли показали отрицательную рентабельность. Это значит, что они понесли убытки от реализации продукции, выполнения работ или оказания услуг. Еще порядка 38% флагманов отразили рентабельность продаж в пределах 0-5%.
Всего 7,4% флагманских компаний HoReCa показали рентабельность продаж от 10% и выше и только 0,8% флагманов — от 20% и выше. Средние доли таких компаний по экономике – 27,1% и 8,5% соответственно.
Суммарные долги отрасли на 1 ноября составили 1,242 млрд BYN. За 10 месяцев 2021-го флагманы HoReCa направили на погашение кредитов и займов 212,4 млн BYN, что 2,4 раза больше, чем в 2020-м (средний рост выплат по экономике – 14,9%).
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!