Главные предприятия страны подвели финансовые итоги за две трети года. Самое время найти лидеров и аутсайдеров в реальном секторе.
Каждый месяц крупные и средние компании (флагманы) сдают отчетность по основным финансовым показателям. На ее основе статорганы выводят цифры по регионам и отраслям экономики.
Одним из важнейших показателей для бизнеса выступает рентабельность продаж. Рентабельность продаж – это соотношение прибыли и выручки от продажи продукции за промежуток времени. Как правило, чем больше рентабельность, тем эффективнее работает бизнес.
Рентабельность продаж отражает, насколько успешно компания работает с реализацией, но не показывает, какова ее долговая нагрузка. Этот индикатор хорош тем, что позволяет увидеть операционные результаты и отграничить влияние долга бизнеса на его финансы.
Если у компании велика долговая нагрузка, но операционные результаты стабильно хороши, этот бизнес имеет высокие шансы на развитие даже в период кризиса. Если же рентабельность хронически низкая или отрицательная и имеет тенденцию к падению, то шансы на выживание в кризисе пропорционально сокращаются.
В Беларуси по итогам 8 месяцев 2021-го средняя рентабельность продаж у флагманов составила 8,2%. Правда, медианная рентабельность существенно ниже: около 21,9% компаний нерентабельны (зафиксировали убытки с продаж) и еще 32,7% имеют рентабельность в пределах 0-5%.
Это значит, что в 2021 году медианная рентабельность у флагманов ниже 5%. Если перефразировать, то более 50% крупных и средних предприятий не зарабатывает даже 5 BYN на 100 BYN проданной продукции.
В топ-3 самых рентабельных занятий вошли финансово-страховой бизнес (35% в среднем по сектору), лесоводство и лесозаготовки (30,4%) и операции с недвижимым имуществом (22,2%).
На другом полюсе от топовых отраслей находятся бизнесы с самой низкой рентабельностью. В 2021-м это розничная торговля (1,7%), гостинично-ресторанный бизнес (0,8%) и водный транспорт (минус 9,1%).
По сравнению с 2020 годом больше всего выросла рентабельность в лесоводстве и лесозаготовках (на 15,1 п.п.), на воздушном транспорте (на 14,3 п.п.) и в горнодобывающей промышленности (на 5,9 п.п.).
Больше остальных пострадали от падения рентабельности к 2020 году такие отрасли экономики, как ритейл (минус 0,4 п.п.), строительство (минус 1,2 п.п.) и водный транспорт (минус 8,6 п.п.).
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!