Флагманы транспортной отрасли отчитались по производственным и финансовым показателям. В 2021 году ситуация складывается весьма напряженно.
Два главных натуральных показателя на транспорте – это объемы перевозок грузов и объемы перевозок пассажиров. Первый индикатор измеряют в тоннах, второй – в человеках.
Так вот, за 9 месяцев 2021 года перевозки грузов транспортом упали на 2,5%, а перевозки пассажиров – на 4,3%. Более того, в январе-сентябре 2020 года тоже было снижение к прошлому году – на 7,7% и 17,2% соответственно.
Грузовые перевозки также сокращались по итогам 9 месяцев 2019 года. Это значит, что в стране перевозки пассажиров уменьшаются 2 года подряд, а перевозки грузов – 3 года подряд.
За 8 месяцев 2021 года крупные и средние организации (флагманы) сухопутного и трубопроводного транспорта уволили 14,4 тыс. человек, приняв на работу 11 тыс. Как следствие, чистый отток кадров составил 3,4 тыс. человек.
На каждых 100 уволенных с флагманов сухопутного и трубопроводного транспорта приходилось по 76,4 принятых. То есть в 2021 году уволенные люди замещались новыми работниками только на три четверти.
Средняя рентабельность продаж по флагманам транспорта составила за 8 месяцев около 8,4%. Однако этот показатель во многом как средняя температура по больнице.
Более информативна медианная рентабельность по отрасли. По итогам 8 месяцев 2021-го около 26% флагманов на транспорте несли убытки от продажи продукции (нерентабельны), а еще 33,5% имели рентабельность продаж в пределах 0-5%. Это значит, что медиана по рентабельности у лидеров отрасли находится ниже 5%.
На транспорте относительно мала доля высокорентабельных флагманов. За 8 месяцев 2021-го лишь 6,3% лидеров отрасли показали рентабельность продаж выше 20% и только 3,1% отчитались о рентабельности более 30%.
Суммарные долги флагманов транспорта на 1 сентября достигли 7,297 млрд BYN, из которых 3,613 млрд BYN приходилось на кредиты и займы, а 3,684 млрд BYN – на кредиторку.
В 2021 году заметно выросли выплаты транспортников в пользу кредиторов. За 8 месяцев флагманы отрасли направили на погашение кредитов и займов 1,922 млрд BYN. По сравнению с 2020 годом долговая нагрузка увеличилась на 28,2%.
По опросу Нацбанка в сентябре 2021-го индекс настроений на транспорте с поправкой на сезонность составил минус 14,3 при среднем историческом значении минус 5. Индекс настроений на транспорте находится ниже нуля в течение 2020-2021 гг.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!