В 2021 году ВВП растет в основном за счет внешнего спроса. Внутри страны динамика спроса оставляет желать лучшего.
За 9 месяцев текущего года розничный товарооборот в Беларуси вырос всего на 0,7%. С учетом имеющейся погрешности в методиках макропоказателей индекс можно считать близким к нулевому.
Отдельно за сентябрь рост реального товарооборота составил 1,7%. Однако он был показан благодаря низкой базе прошлого года: в сентябре 2020-го продажи в рознице падали на 0,3%. Уже в октябре база сравнения увеличивается, что может негативно сказаться на динамике ритейла.
В 2021 году средняя зарплата в ритейле намного ниже, чем в целом по экономике – 1085 BYN по итогам 8 месяцев против 1394 BYN. Более того, разрыв увеличивается: если средняя зарплата по реальному сектору выросла за 8 месяцев на 5,2%, то по ритейлу – всего на 1,4%.
Медианная зарплата по флагманам розничной торговли в мае 2021 года составила 883 BYN, тогда как по экономике – 1018 BYN. И здесь также очевидна разница не в пользу ритейла.
За 8 месяцев 2021-го флагманы ритейла провели кадровую оптимизацию: уволили 68,2 тыс. человек, приняв только 60,4 тыс. На чистой основе количество уволенных составило около 7,8 тыс. работников. В среднем по 2021 году на каждых 100 уволенных приходилось лишь 88,6 принятых на работу.
Прибыль от реализации у флагманов ритейла сократилась в номинале на 9,2% к 2020 году. Так как потребительские цены за тот же период выросли на 9%, то реальное падение прибыли превысило 16%.
Для ритейла характерна низкая рентабельность продаж и заработок с больших оборотов. Из-за падения прибыли в 2021-м сократилась и средняя рентабельность по отрасли – с 2,1% до 1,7%. Заметно, что в текущем году флагманы ритейла совсем не жируют.
По итогам 8 месяцев около 31,9% флагманов ритейла показали рентабельность продаж ниже нуля, а еще 51% – в пределах 0-5%. Только 5,2% лидеров отрасли отразили в статистике рентабельность от 10%, лишь 0,9% – выше 20% и всего 0,2% флагманов – более 30%.
Суммарные долги ритейла на 1 сентября составили 10,361 млрд BYN, что является максимальным значением за период измерений по принятой методике. Предыдущий рекорд по долгам отрасли продержался лишь месяц. С начала 2021 года размер обязательств увеличился на 6,7%.
За 8 месяцев флагманы розничной торговли перечислили в пользу кредиторов 4,747 млрд BYN. Текущая долговая нагрузка отрасли выросла к 2020 году на 24,8%.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!