Флагманы аграрного сектора отчитались за финансы половины 2021 года. В отрасли снова побит исторический максимум долга.
Информация о состоянии финансов появляется с некоторой задержкой. Данные за 6 месяцев как правило публикуют в августе. В связи с этим недавно стала доступна статистика аграрных флагманов за первую половину года.
На 1 июля суммарные долги флагманов сельского хозяйства достигли 16,264 млрд BYN. Это максимальная сумма долга за все время ведения статистики по действующей методике.
Предыдущий максимум отмечался лишь месяцем ранее и был эквивалентен 16,043 млрд BYN. Примечательно, что при таких долгах сельское хозяйство выступает самой загруженной трудом отраслью экономики.
Если перефразировать, то количество труда аграриев не перерастает в уменьшение долга. Нельзя исключать, что далеко не вся деятельность в сельском хозяйстве РБ экономически эффективна.
Суммарные долги включают в себя обязательства по кредитам и займам и кредиторку. Долги аграриев по кредитам и займам на 1 июля составили 6,325 млрд BYN, по кредиторке — 9,939 млрд BYN.
Сумма кредиторки флагманов агросектора стала рекордной за период замеров. Предыдущий максимум продержался всего один месяц.
Справочно: кредиторская задолженность — это обязательства компаний, которые возникают по итогам выполнения договоров на поставку продукции, поставки энергоносителей, платежей по налогам и сборам
Для сельского хозяйства характерна высокая доля проблемных обязательств. Если в среднем по реальному сектору удельный вес просрочки на 1 июля составил 6,1%, то по аграрному сектору — 17,6% (почти втрое выше).
На отчетную дату размер просроченных суммарных долгов в секторе составил 2,987 млрд BYN, в том числе по кредитам и займам — 388 млн BYN, по кредиторке — 2,599 млрд BYN.
Средняя рентабельность продаж по флагманам агросектора за 6 месяцев составила 5,1%. Однако медианная рентабельность в отрасли существенно ниже. Это видно по распределению организаций по уровню рентабельности.
За половину 2021 года 30,3% флагманов сельского хозяйства были операционно нерентабельны, то есть несли убытки от продажи продукции. Еще 34% флагманов показали рентабельность продаж в пределах 0–5%. Выйти на рентабельность от 20% и выше смогли только 2,8% флагманских компаний отрасли.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!