Обязательства флагманов розничной торговли достигли максимального значения за историю измерений. Разбираемся, как до этого дошло.
К 1 мая 2021 года суммарная задолженность флагманов ритейла составила 10,066 млрд BYN. Это первый раз, когда обязательства розничных торговцев пересекают отметку в 10 млрд BYN и новый рекорд по сумме долгов согласно принятой методике подсчетов.
С начала текущего года суммарные долги валообразующих ритейлеров увеличились на 3,7%. За прошлое пятилетие (
Впечатляющий рост обязательств крупных и средних компаний отрасли объясняется тем, что отчасти эти долги сформированы не в белорусских рублях, а в других валютах. Соответственно, когда белорусский рубль девальвируется, автоматически происходит корректировка суммы задолженности на курсовые разницы.
Суммарные долги состоят из обязательств по кредитам и займам и кредиторки. Долги по кредитам и займам в основном представлены банковскими кредитами и займами из различных бюджетов. В свою очередь, кредиторка — это главным образом цепочки долгов предприятий между собой при некотором вкладе долгов перед бюджетом.
Кредиты и займы ритейла на 1 мая достигли 4,196 млрд BYN. С начала
Кредиторка у флагманов розничной торговли составила 5,870 млрд BYN. Это рекордное значение за доступный период замеров по отрасли. Предыдущий максимум отмечался по состоянию на 1 января (5,807 млрд BYN).
Всякая кредиторка бывает внешней и внутренней. Внешняя кредиторка — это долги перед партнерами вне Беларуси, тогда как внутренняя — долги перед белорусскими организациями.
Внешняя кредиторка флагманов ритейла на 1 мая составила 837,8 млн BYN. Это новый рекордный показатель за историю замеров. Предыдущий максимум удержался всего один месяц.
С начала 2021 года внешняя кредиторка увеличилась на 13%. Для сравнения: за полный 2020 год рост внешней кредиторки составил 7,9%.
Внутренняя кредиторка валообразующих компаний ритейла составила 5,032 млрд BYN. Это совсем близко к историческому максимуму, который был зафиксирован 1 января (5,066 млрд BYN).
В 2021 году у флагманов ритейла падает прибыль с продаж. За 4 месяца она сократилась к 2020 году на 25%. Так как рост потребительских цен за тот же период составил 8,4%, то реальная прибыль снизилась более чем на 30%.
Большинство флагманов розничной торговли в
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!