USD нал EUR нал
3,4250 / 3,4430 3,6250 / 3,6400
Курсы валют Нацбанка РБ
05 дек06 дек
1 USD 3,4923 3,4795 −0,0128
1 EUR 3,6678 3,6630 −0,0048
100 RUB 3,3389 3,3467 +0,0078
10 CNY 4,8203 4,7996 −0,0207
10 PLN 8,5482 8,5831 +0,0349

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
04 дек05 дек
USD 106,1878 104,2361 −1,9517
EUR 112,0200 110,2041 −1,8159
BYN 30,1439 29,8474 −0,2965
CNY 14,5545 14,2565 −0,2980
PLN 26,0245 25,5199 −0,5046

все курсы валют

В 2021 году белорусский транспорт теряет пассажиров и наращивает долги

Власти опубликовали новые показатели работы транспортников. В этих данных довольно мало поводов для оптимизма.

Суммарные долги флагманов транспорта Беларуси к 1 марта составили 7,619 млрд BYN. За скользящий год (12 месяцев) объем обязательств крупных и средних компаний вырос на 29%.

Основную массу долгов накопил сухопутный и трубопроводный транспорт (4,980 млрд BYN). За 12 месяцев эта подотрасль увеличила долги на 29,4%.

На воздушном транспорте обязательства флагманов достигли 995,8 млн BYN (+26,5%), в логистике и у вспомогательных организаций — 1,634 млрд BYN (+29,7%).

Суммарная задолженность состоит из кредитов и займов и кредиторки. На 1 марта кредиты и займы флагманов транспорта составили 3,755 млрд BYN (+21,4% за скользящий год).

Главный объем обязательств опять-таки взял на себя сухопутный и трубопроводный транспорт — 2,556 млрд BYN (+20,1%). В логистике размер кредитов и займов поднялся на 30,9% до 965,7 млн BYN, в авиации — на 2,6% до 230,6 млн BYN.

Кредиторка на транспорте к 1 марта составила 3,863 млрд BYN (+37,3% за 12 месяцев), в том числе по сухопутному и трубопроводному — 2,424 млрд BYN (+40,8%), по авиации — 765,3 млн BYN (+36%), по логистике — 668,7 млн BYN (+27,9%).

В 2021 году на транспорте большинство флагманов относилось к убыточным или низкорентабельным. Доля компаний с убытками от реализации продукции составила 35,7%, а с рентабельностью в пределах 0–5% — 35,5%.

Таким образом, медианная рентабельность по транспорту была значительно ниже 5%. Удельный вес флагманов с рентабельностью от 30% и более составил всего 3,9%, с рентабельностью от 20% до 30% — 7,5%.

Реализация продукции относится к текущей деятельности компаний. Если добавить к ней инвестиционную и финансовую, получится конечный результат — чистая прибыль либо убыток. Так вот, в январе—феврале 2021-го доля убыточных флагманов транспорта по конечному результату достигла 36,1% (против 32,4% годом ранее).

В 2021-м увеличились текущие платежи транспортников по кредитам и займам. За 2 месяца они направили в счет погашения долгов 471,5 млн BYN (+14,6%).

Данные о пассажирских перевозках известны за 3 месяца. В 1 квартале пассажирооборот транспорта сократился на 28,3% к 2020 году. При этом оборот в январе—марте 2020-го упал к 2019-му на 1,3%. Выходит, что снижение идет уже 2 года подряд.

Грузооборот за 1 квартал 2021 года упал на 1%, а в 1 квартале 2020-го сократился на 12,6%. Здесь также отмечается уменьшение второй год кряду.

По замерам Нацбанка индекс настроений на транспорте в марте-2021 составил минус 18,1%, что отражает преимущество негативных взглядов респондентов. Среднее значение настроений транспортников за 2005—2021 гг. составляет минус 4,7%. Это значит, что нынешней весной настроения в отрасли все еще уходят в кризисную область.

Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!

2021-04-21