Курсы валют Нацбанка РБ
08 июл09 июл
1 USD 2,9696 2,9569 −0,0127
1 EUR 3,4848 3,4722 −0,0126
100 RUB 3,7699 3,7714 +0,0015
10 PLN 8,2063 8,1800 −0,0263
10 CNY 4,1272 4,1005 −0,0267

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
08 июл09 июл
USD 78,7185 78,1682 −0,5503
EUR 92,4138 91,9667 −0,4471
BYN 26,5081 26,4359 −0,0722
PLN 21,7041 21,6323 −0,0718
CNY 10,9808 10,8597 −0,1211

все курсы валют

Потери белорусских транспортников выросли в 13 раз

Кризис и девальвация прошлись катком по транспортным предприятиям. Многие показатели отрасли находятся около многомесячных минимумов.

За 10 месяцев перевозки грузов на транспорте упали на 7,5% до 331,6 млн тонн. Еще сильнее сократились перевозки пассажиров — на 17,5% до 1,347 млрд человек.

При этом на фоне второй волны эпидемии коронавируса пассажирские перевозки не восстанавливаются в месячном выражении. За октябрь такие перевозки снизились на 20% к 2019 году.

Статистика о финансах и состоянии расчетов в Беларуси выходит с лагом в 1 месяц к данным о перевозках. На сегодня доступна информация за 9 месяцев.

Выручка крупных и средних предприятий транспорта номинально выросла на 1,5% к 2019 году. Однако за тот же период тарифы на перевозку грузов повысились на 12,6%. Следовательно, в реальном выражении не было никакого роста к базовому периоду.

Прибыль от продажи продукции на транспорте даже в номинале упала на 4,4%. Понятное дело, что с поправкой на инфляцию падение было еще глубже.

Средний уровень рентабельности продаж на транспорте составил 7,5%. Но это в общем-то «средняя температура по больнице». Практически две трети флагманов транспорта относятся к нерентабельным или низкорентабельным компаниям.

По итогам 9 месяцев около 27,1% флагманов отрасли были нерентабельны (несли убытки от реализации), а еще 38,7% имели рентабельность от 0% до 5%. К высокорентабельным предприятиям (рентабельность от 30%) относились только 2,1%.

Девальвация рубля существенно ухудшила конечные финансовые результаты транспортников. Чистая прибыль на транспорте обвалилась в 3 раза до 228,8 млн BYN.

Особо мощная просадка произошла на воздушном транспорте. Если в 2019 году эта отрасль получила чистую прибыль в 60,8 млн BYN, то в 2020-м зафиксировала чистый убыток в 127,4 млн BYN.

Доля убыточных предприятий на транспорте подскочила с 14% до 24,1%, а их чистый убыток возрос в 13 раз до 575,5 млн BYN. На воздушном транспорте потери убыточных компаний взлетели в 92 раза до 131,3 млн BYN.

Суммарные долги транспортников на 1 октября достигли 7,927 млрд BYN. По сравнению с началом года они выросли на 33,7%. Просрочка по долгам транспорта увеличилась в 2,5 раза до 496,2 млн BYN. Практически весь прирост токсичных долгов связан с сухопутным и трубопроводным транспортом.

2020-11-18