Курсы валют Нацбанка РБ
21 окт22 окт
1 USD 2,5629 2,5466 −0,0163
1 EUR 3,0187 3,0216 +0,0029
100 RUB 3,2939 3,3052 +0,0113
10 PLN 6,6150 6,5748 −0,0402

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
21 окт22 окт
USD 77,7780 77,0322 −0,7458
EUR 91,5603 91,3448 −0,2155
BYN 30,3773 30,2716 −0,1057
PLN 19,9753 19,9555 −0,0198

все курсы валют

По Беларуси до 2/3 главных предприятий находится в уязвимом положении

Официальная статистика фиксирует нерадостную тенденцию: лишь горстка крупных компаний относится к высокоприбыльным, а большинство имеет слабые финансы.

Одним из самых важных финансовых показателей является рентабельность продаж. Рентабельность продаж — это соотношение прибыли от реализации продукции и выручки за отрезок времени. Как правило, чем выше рентабельность, тем лучше работает предприятие.

Рентабельность продаж хороша тем, что позволяет взглянуть на эффект от работы компании без учета долговой нагрузки. Это полезно, когда в кризис принимаются решения, какие предприятия выживут сами, каким стоит помогать, а какие нужно банкротить.

Финансовая информация о работе экономики выходит с задержкой в 1,5 месяца. Поэтому в середине октября появляются результаты за январь—август, в середине ноября — за январь—сентябрь и т. д.

Рентабельность продаж крупных и средних предприятий за 8 месяцев составила 7,7%. Так как это средний показатель, то медианная рентабельность заведомо ниже, чем 7,7%. Это хорошо заметно на распределении компаний по размеру рентабельности.

В январе—августе 2020 года 22,4% предприятий-флагманов были нерентабельными. Это значит, что они несли убытки от продажи продукции. Еще 31,8% компаний имели рентабельность от 0% до 5%. Данную категорию организаций обычно относят к низкорентабельным.

Таким образом, в целом по стране доля нерентабельных и низкорентабельных предприятий превысила половину. Именно эти бизнесы входят в группу наиболее уязвимых во время кризиса.

При высокой долговой нагрузке хронически нерентабельные предприятия безопаснее и дешевле банкротить, чем вбухивать в них новые и новые деньги. Такие компании отбирают ресурсы у более эффективных бизнесов и потенциально могут утянуть их за собой на дно через эффект «заражения».

Только в Минске удельный вес нерентабельных и низкорентабельных организаций был меньше половины (46,6%). Среди столичных предприятий-флагманов около 23% были нерентабельными и 23,6% — низкорентабельными. Лидерство Минска в стране объясняется большей долей предприятий с частным и иностранным капиталом.

В самом тяжелом положении находились предприятия Могилевской области. Там 65,9% компаний (две трети) были нерентабельными или низкорентабельными. Доля первых на Могилевщине составила 24,3%, вторых — 41,5%.

Чаще всего нерентабельные организации встречались в Минской области (25,3%). Вместе с низкорентабельными (30,7%) они создавали абсолютное большинство компаний-флагманов по региону.

В других областях разбивка по нерентабельным и низкорентабельным была следующей: Брестская — 17,8% и 32,5%, Витебская — 24,9% и 34,1%, Гомельская — 20,3% и 37,1%, Гродненская — 21% и 30,6%.

В сельском хозяйстве доли нерентабельных и низкорентабельных достигли 27,8% и 34,6%, в промышленности — 18,7% и 28,8%, в строительстве — 16,8% и 32,8%, на транспорте — 28,6% и 37,7%, в торговле — 28,1% и 50,2%, в сфере HoReCa (гостиницы и рестораны) — 60,8% и 27,7%.

Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Вконтакте, Facebook и Telegram. Присоединяйтесь!

2020-10-15


Новости по теме: