В экономике запахло повышением ставок
12 августа Нацбанк впервые за долгое время не снизил ставку рефинансирования и ставки по операциям с ликвидностью. Регулятор перенес рассмотрение вопроса на 14 октября. Какие сценарии вырисовываются на ближайшее будущее?
Две недели назад глава Нацбанка объяснил паузу в цикле смягчения процентной политики высокими инфляционными ожиданиями.
Что такое инфляционные ожидания? Это субъективная оценка людьми будущей инфляции. Так инфляция в Беларуси в том числе связана с девальвацией рубля, это еще и прокси для девальвационных настроений.
В последние дни на валютном рынке царит небывалый ажиотаж. Объемы торгов по доллару кратно выше, чем в обычные дни. Судите сами: 17 и 18 августа по валютной паре USD/BYN наторговали по 52,5 млн USD, 18 августа — на 25,3 млн USD, 20 августа — на 42,9 млн USD, 21 августа — на 73,2 млн USD.
24 августа был знаменательный день: объем торгов по доллару составил рекордные 94,8 млн USD. Таких оборотов на бирже не было с 30 декабря 2015 года, когда банки наторговали на 121 млн USD.
Официальный курс растет соответствующим образом. Если на 1 августа он составлял 1 USD за 2,4375 BYN, то на
Чтобы сбить валютный ажиотаж, центральные банки задействуют инструменты
Кредиты овернайт относятся к постоянно доступным операциям поддержки ликвидности банков. Нуждающиеся в рублях банки берут ресурсы «на ночь» — то есть возвращают деньги регулятору не позднее следующего рабочего дня. Ставка по таким операциям фиксированная — с 1 июля она равна 8,75% годовых.
До недавних пор все было относительно неплохо. Банки обходились межбанковским рынком, где кредиты были намного дешевле, чем овернайт у регулятора. Но уже 19 числа
Поддержка банков через кредит овернайт нарастала лавинообразно: 19 августа — 137 млн BYN, 20 августа — 256,95 млн BYN, 21 августа — 550,65 млн BYN.
Банки требовали все больше рублевых ресурсов, которые могли быть использованы для давления на курс. Видя это, Нацбанк убрал из перечня операций кредиты овернайт. Как минимум до 15 сентября у банков останутся участие в аукционах (где ставка может быть любой) да межбанк.
Для «плохих» банков будут доступны спецкредиты по ставке рефинансирования (7,75% годовых на 3–6 месяцев). Такие деньги вряд ли попрут на валютный рынок, так как данным банкам явно не до жиру, у них бешеный отток ликвидности.
Что будет, если все это не сработает и ситуация останется напряженной? Тогда у Нацбанка активируется крайне неприятная для правительства опция — повышение ставки рефинансирования и остальных ставок денежного рынка.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!