Нацбанк опубликовал статистику о ЗВР, где показал небольшой рост резервов по сравнению с 1 июля. Разбираемся, что на самом деле произошло с госкубышкой и к чему все идет.
По расчетам регулятора золотовалютные резервы (ЗВР) увеличились за июль на 61,8 млн USD и составили к 1 августа 8,857 млрд USD. Однако всего несколько дней назад Нацбанк устами зампреда Сергея Калечица утверждал, что к концу года резервы могут упасть до 7,3 млрд USD. Нет ли здесь противоречия?
Никакого противоречия нет. Просто надо разобраться, за счет чего на бумаге растут официальные резервы.
В июне ЗВР Беларуси увеличились на 916,4 млн USD. В том месяце Минфин получил деньги от размещения евробондов на 1,25 млрд USD и это позволило добавить их к резервам.
Месяц назад мы подсчитали, что если бы не евробонды и не рост цены на золото, размер ЗВР сократился бы примерно на 300 млн USD.
Еще один важный факт: два месяца подряд Нацбанк не упоминает, что источником пополнения резервов являются его операции по покупке валюты. Это значит, что в июне и июле НБРБ выступал чистым продавцом валюты на рынке.
По словам Калечица, «сложившиеся в первой половине года неблагоприятные внешние условия оказали негативное влияние на ситуацию на внутреннем валютном рынке, что обусловило продажу Нацбанком иностранной валюты». Согласно Калечицу выходит, что сальдо
А теперь добавьте к этому, что Нацбанк не смог выкупить валюту еще и в июле. Следовательно, за 7 месяцев НБРБ продал валюты еще больше, чем за 6.
И это весьма неприятная тенденция для регулятора: в прошлые годы все было наоборот — Нацбанк выступал чистым покупателем валюты на рынке. Если раньше ЗВР подпитывались за счет действий Нацбанка, то сейчас часть резервов уходит на валютные интервенции.
Главной причиной уменьшения ЗВР является погашение и обслуживание госдолга. Во второй половине года долговое давление на власти увеличится. 5 августа замминистра финансов Андрей Белковец сообщил, что «с начала года платежи по госдолгу составили 4 млрд BYN», а «во 2 полугодии нам еще предстоит выплатить 5 млрд BYN в эквиваленте».
Рост выплат по долгам стал заметен уже в июле. Если за май Нацбанк и Минфин потратили на исполнение обязательств 220 млн USD, а за июнь — 287 млн USD, то за июль — 422 млн USD.
Минфин заранее готовится к большим выплатам. 3 августа финансовое ведомство разместило по закрытой подписке валютные облигации на 75 млн USD под 2,25% годовых. Низкая ставка указывает на то, что покупателем ценных бумаг скорее всего стала крупная госкомпания.
Кроме того, Минфин анонсировал продажу валютных облигаций в открытую через биржу. С 10 августа государство намерено начать реализацию ВГДО 271 на сумму 50 млн USD по ставке 4,5% годовых.
Интересно, что Минфин отошел от практики определения ставки по облигациям в ходе сбора заявок от претендентов. В нормальной ситуации это позволяет снизить купон до необходимого минимума. Значит в Минфине не уверены, что такой механизм сейчас сработает и инвесторы могут выкатить предложения намного выше 4,5%.
Что касается роста ЗВР в июле, то практически весь позитив дало увеличение стоимости монетарного золота (+325,9 млн USD за месяц). В свою очередь, прирост по золоту вышел по причинам, не зависящим от властей. За июль золото подорожало на международных площадках на 11,1%, а сумма золота в ЗВР выросла на 11,6%.
В пересчете на деньги стоимость золота в резервах выросла на 313 млн USD за счет ценового фактора и лишь на 13 млн USD — за счет физического объема. Иначе говоря, если бы не удорожание золота, ЗВР Беларуси сократились в июле на 251 млн USD.
А теперь сравните эту сумму с оценкой потенциального падения в июне (около 300 млн USD — см. выше). Вот это и есть реальное движение по резервам властей. Отсюда и «пессимистичные» прогнозы Калечица о падении ЗВР до 7,3 млрд USD. Просто в июне—июле уменьшение резервов маскировали деньги от евробондов и рост цен на золото.
Кстати, о евробондах. По статистике резервов видно, что в июле власти потратили весомую часть этих денег. Если в июне сумма по строке «прочие активы» выросла на 1,085 млрд USD, то в июле она сократилась на 320,3 млн USD.
При этом значимых перетоков в «резервные активы в иностранной валюте» не было (всего +45,6 млн USD). Отсюда следует, что власти в июле проели уже четверть евробондов. Если так пойдет и дальше, то деньги от размещения еврооблигаций закончатся еще до 31 декабря.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!