Курсы валют Нацбанка РБ
19 мая20 мая
1 USD 3,0134 3,0113 −0,0021
1 EUR 3,3748 3,3953 +0,0205
100 RUB 3,7156 3,7163 +0,0007
10 PLN 7,9504 7,9478 −0,0026
10 CNY 4,1521 4,1527 +0,0006

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
19 мая20 мая
USD 80,7689 80,4137 −0,3552
EUR 90,7062 90,5098 −0,1964
BYN 26,8032 26,7040 −0,0992
PLN 21,3375 21,1593 −0,1782
CNY 11,1593 11,1179 −0,0414

все курсы валют

Железная дорога получила двойной удар кризиса

Белорусская «чыгунка» тяжелее всех остальных видов транспорта переносит события 2020 года. Сначала по перевозкам ударила Россия, а затем добавилось влияние пандемии.

Железная дорога в Беларуси традиционно является одним из важнейших видов транспорта как по объему перевозок грузов, так и по пассажирскому потоку.

Если за 6 месяцев 2020-го пассажирооборот в целом составил 9,107 млрд пассажиро-километров, то отдельно по ж/д — 1,825 млрд пасс-км. При этом пассажирооборот ж/д транспорта сократился гораздо больше, чем пассажирооборот в среднем по стране — на 40,2% против 28,4%.

Грузооборот ж/д транспорта составил за полгода 20,049 млрд тонно-километров, тогда как весь грузооборот Беларуси — 58,522 млрд т-км. Грузооборот «железки» просел на 16,5%, а «средняя температура по больнице» — на 7,3%.

Перевозки грузов ж/д транспортом за 6 месяцев снизились на 18,6% до 58,6 млн т. Транзитные перевозки сократились еще сильнее — на 38% до 12,8 млн т. Жесткое сокращение транзитных перевозок объясняется падением спроса на грузы в Европе и России в связи с карантином.

Объем погрузки основных видов грузов на ж/д транспорте составил 38,3 млн т, что на 9,7% меньше, чем в 1 полугодии 2019-го. Самое жесткое падение испытала такая категория грузов, как нефть и нефтепродукты — на 24,3% до 6,4 млн т.

В 1 квартале перевозки жидких углеводородов страдали из-за нефтяной войны между Беларусью и Россией. Во 2 квартале добавилось падение спроса на основных экспортных рынках из-за коронакризиса.

Погрузка строительных грузов на ж/д транспорт снизилась на 12,4% до 10,6 млн т, химических и минеральных удобрений — на 8,3% до 7,2 млн т, цемента — на 2,2% до 1,8 млн т, черных металлов — на 11,3% до 1 млн т.

Интересно, что негативная динамика погрузки цемента углубляется. Это совпадает с динамикой производства цемента. Если в марте выпуск цемента (без клинкеров цементных) вырос в физическом выражении на 10,5%, то в июне сократился на 7,5%.

Пресс негативных внешних факторов не мог не отразиться на занятых в отрасли и на их зарплатах. Даже в номинале средняя зарплата на пассажирском ж/д транспорте за полгода упала на 4,7%, на грузовом — на 1,9%. Начисленный фонд зарплаты на пассажирском ж/д транспорте сократился на 11,7%, на грузовом — на 6,5%.

В 2020 году в отрасли количество увольнений кратно преобладало над числом закрытых вакансий. Так, за 6 месяцев на каждых 100 уволенных на пассажирском ж/д транспорте пришлось всего 39,6 принятых, на грузовом — 35,4%. На чистой основе отрасль покинули 1,9 тыс. человек.

2020-08-07