Курсы валют Нацбанка РБ
23 апр24 апр
1 USD 2,0891 2,0884 −0,0007
1 EUR 2,3497 2,3490 −0,0007
100 RUB 3,2754 3,2751 −0,0003
10 PLN 5,4889 5,4824 −0,0065

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
23 апр24 апр
USD 63,7860 63,7906 +0,0046
EUR 71,7210 71,7453 +0,0243
BYN 30,5459 30,5525 +0,0066
PLN 16,7580 16,7364 −0,0216

все курсы валют

В 2018 году оказался невостребованным 1 млрд BYN бюджетных денег

Минфин является одним из самых закрытых ведомств по доступу к информации. Тем ценнее факты из сферы финансов, которые периодически всплывают на поверхность.

В мартовском номере журнала «Финансы, учет, аудит» были опубликованы сразу несколько статей с выдержками докладов высоких чиновников — премьер-министра Румаса, министра финансов Ермоловича и замглавы Минфина Белковца. Все три текста содержат интересную статистику.

Глава Минфина Максим Ермолович отметил, что в 2018 году профицит консолидированного бюджета по методике властей составил 3,8% от ВВП. Однако международные финансовые организации давно критикуют белорусские власти за то, что они не отражают в расходах бюджета все необходимые операции.

Белорусский Минфин пока не полностью гармонизировал отражение расходов со стандартами МВФ. Впрочем, Ермолович соглашается, что «широкое» сальдо бюджета «более точно характеризует реальное состояние государственных финансов». По словам Ермоловича, это сальдо за 2018 год составило 1,6% к ВВП.

Таким образом, забалансовые расходы властей в прошлом году обошлись стране в 2,2% от ВВП. В деньгах это эквивалентно 2,7 млрд BYN. Куда конкретно пошли эти средства, чиновники не раскрывают.

Профицит бюджета в 2018 году был получен в том числе за счет невыполнения плана по расходам. По информации министра финансов, за прошлый год расходы консолидированного бюджета были профинансированы на 95,9% от плана. Интересно, что такая ситуация с расходами складывается уже который год подряд.

В республиканском бюджете остались невостребованными более 1,1 млрд BYN ассигнований (5% от уточненного плана по расходам). Свыше половины из этой гигантской суммы пришлось на резервный фонд президента — 610 млн BYN.

По белорусскому законодательству долг местных властей не включается в общий госдолг. Международные финансовые организации сходу отметают этот чиновничий подход. На 1 января 2019 года исполкомы накопили долг в размере 5 млрд BYN (4,1% от ВВП).

Главный источник образования долгов местных властей — это трансформированные в облигации исполкомов кредиты и займы предприятий сельского хозяйства. Аграрии платят по своим обязательствам крайне слабо: за 2018 год они возвратили только четверть от объема погашенных исполкомами долгов — 94 из 363 млн BYN.

В результате просрочка по бюджетным ссудам, займам и гарантиям достигла 482 млн BYN. Самый проблемный должник — Витебская область (251 млн BYN), где сельское хозяйство наиболее слабо в финансовом отношении.

Местные власти "направо и налево" раздают гарантии предприятиям. Но если компании не справляются, чиновники не спешат выполнять свои обязательства. Накопленный долг по гарантиям исполкомов составляет 115 млн BYN, из которых 96 млн BYN — долги по Минской области.

Минфин подчеркивает, что это «принципиальная позиция местных органов управления». То есть возможность платить по гарантиям есть, но желания нет.

В Беларуси нет особого спроса на инновации. По данным Минфина, в 2018 году остались невостребованными средства инновационных фондов на 49 млн BYN.

По словам премьера Сергея Румаса, объем налоговых преференций различным предприятиям в 2017 году достиг 6,3 млрд BYN. Согласно Румасу, здесь есть «реальный резерв для получения дополнительных доходов бюджета».

Над бюджетом нависает опасность фискальных рисков. Если верить Румасу, то к началу 2019 года просрочка нерадивых должников перед республиканским бюджетом по внутренним кредитам достигла 1 млрд BYN, по внешним — 390 млн USD.

Правда, способы вывода предприятий из отстающих Румас предлагает вполне в духе прошлых правительств. По мысли премьера, нужно изымать дивиденды из эффективных предприятий и перенаправлять деньги на помощь аутсайдерам.

Сергей Румас признался, что в 2018 году была провалена задача по доведению отношения зарплат бюджетников до 80% от средней зарплаты по экономике. Достижение этой цели откладывается на 2019 год.

Замглавы Минфина Андрей Белковец констатировал заметный разрыв в показателях госдолга в официальном определении и определении МВФ и ЕФСР. По методике белорусских властей госдолг к концу 2018 года составил 35,4% от ВВП, а вместе с гарантиями и долгами местных властей — 44,5%. Между тем, порог безопасности по госдолгу равен 45%.

В среднесрочной перспективе, по мнению Белковца, проблематично добиться значительного снижения госдолга. Причинами этому являются строительство АЭС и инвестпроект Белорусской национальной биотехнологической корпорации.

Белковец обнародовал затраты на погашение госдолга на ближайшие 3 года. В 2019 году они составят 3,5 млрд USD, в 2020-м — 3,9 млрд USD, в 2021-м — 3,7 млрд USD.

Также Белковец затронул тему фискальных рисков. Задолженность пользователей внешних займов по исполненным гарантиям Минфина за 2018 год увеличилась на 45,5% до 709,9 млн USD. Задолженность предприятий по исполненным гарантиям Минфина перед белорусскими банками достигла 2,21 млрд BYN.

В общем, у нас, как в той песне, «суровые годы уходят борьбы за свободу страны, за ними другие приходят — они будут тоже трудны»

Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Вконтакте и Facebook. Присоединяйтесь!.

2019-03-27