Уже полтора месяца нет информации о новых депозитных аукционах финансового ведомства. При этом Минфин впервые за долгое время продал рублевые облигации. Такое бывает при дефиците в бюджетном котле государства.
Минфин дает оперативную информацию об исполнении бюджета с задержкой. Поэтому в июле доступны данные за май месяц, но еще нет сведений за июнь.
Впрочем, и майской статистики достаточно, чтобы оценить глубину кризиса и ее влияние на наполнение доходной части бюджета. В мае доходы бюджета сектора госуправления сократились к 2019 году на 26%, доходы республиканского бюджета — на 40,1%.
В понятие «бюджет сектора госуправления» Минфин включает республиканский бюджет, бюджет Фонда социальной защиты населения (ФСЗН) и местные бюджеты. В мае номинальные доходы бюджета ФСЗН выросли всего на 2,1%. С учетом годовой инфляции 4,9% упала реальная наполняемость ФСЗН.
Но понятно, что наиболее пострадавшим во время кризиса стал республиканский бюджет. В республиканский бюджет поступают экспортные пошлины на нефть, нефтепродукты и калийные удобрения и основная часть НДС.
Снижение доходов по НДС объясняется сокращением белорусской экономики. Поступление налогов обычно отражает конъюнктуру рынка на 1–3 месяца до уплаты этих платежей.
ВВП Беларуси в апреле снизился на 4%, в мае — на 3,8%. Еще более заметно просел импорт. Отсюда и закономерное уменьшение поступлений главного налога в системе.
Уменьшение пошлин объясняется рекордным падением цен на нефть весной и отсутствием долгосрочных контрактов на поставку хлоркалия в Китай и Индию.
Поставки калийных удобрений по новым соглашениям БКК начались в мае—июне, нефтяной рынок воспрял примерно в те же сроки. Следовательно, это отразится в доходах бюджета с большой задержкой — в лучшем случае в июле.
А пока наблюдается печальная картина. В мае бюджет сектора госуправления сведен с дефицитом 1,075 млрд BYN, республиканский бюджет — с дефицитом 655 млн BYN.
С 2020 года в бюджет прекратила поступать «перетаможка» от реэкспорта 6 млн тонн российской нефти. Обещанная Россией межбюджетная компенсация за поставки нефти с премией будет выплачена только по итогам года и по расчетам Минфина РФ не превысит 60–70 млн USD. Это слезы на фоне былых доходов от «перетаможки».
Руководство белорусского Минфина источает умеренный оптимизм. До некоторой поры он был оправдан. Ведь Минфин регулярно проводил депозитные аукционы по размещению «лишних» средств бюджета. Эти действия отражали, что с доходами у ведомства все неплохо.
Информация о последнем депозитном аукционе в 2020 году датируется на бирже 26 мая. В тот день Минфин успешно разместил под 8% годовых 100 млн BYN на 35 дней и 50 млн BYN на 42 дня. С тех пор на этом направлении царит тишина.
В начале июля Минфин вернулся к выпуску рублевых облигаций. Ведомство продало 2 выпуска облигаций по 100 млн BYN с погашением в июне 2023 года и в декабре
С одной стороны, многие упрекают Минфин, что госдолг Беларуси крайне сильно валютизирован и нет нормальной кривой доходности в белорусских рублях. Новые выпуски можно расценивать как попытку начала формирования такой кривой.
С другой стороны, в самом Минфине долго не выпускали облигации в национальной валюте, ссылаясь на то, что бюджет профицитен и нет потребности в рублях для сведения доходов и расходов. Видимо, когда доходная часть затрещала по швам, некоторая необходимость в рублевой подпитке
Если верно второе, то это начало новой эры во взаимоотношениях Минфина с финансовым рынком. Государство будет заимствовать у банков, а не размещать в них бюджетные излишки.
Особенно интересная ситуация может сложиться к 2021 году. Тогда чиновники растратят профициты бюджетов прошлых лет и нужды в финансировании нового дефицита заметно увеличатся.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!