В пятницу министр экономики Александр Червяков оценил просадку ВВП за 5 месяцев. Реальность оказалась заметно хуже прогноза чиновника. Экономика утонула на дно и пока не собирается всплывать.
12 июня глава Минэкономики рассказал, что по его расчетам ВВП Беларуси за 5 месяцев сократится на 1,3–1,5%. Спустя 4 дня Белстат дал другие цифры — минус 1,8% в январе—мае. Это значит, что чиновники не учли факторы, которые просадили экономику глубже, чем они думали.
Важно учитывать, что это только первая оценка ВВП. Часть информации поступает в статорганы с квартальной периодичностью. Поэтому некоторые индексы в составе ВВП при первой оценке считают методом экстраполяции.
В периоды экономического роста дефицит данных по ВВП и экстраполяции обычно приводят к тому, что вторая оценка оказывается лучше первой, а в периоды спада — хуже нее. Значит с высокой вероятностью минус 1,8% по итогам 5 месяцев после второй оценки превратится в минус 1,9–2%.
Власти не публикуют данные по ВВП в месячном разрезе, но при желании такую динамику можно вывести самостоятельно. По нашим расчетам, экономика Беларуси в мае сократилась на 3,8%. Для сравнения: в апреле ВВП упал примерно на 4%.
Нет, не является. В 2019 году ВВП за апрель вырос на 2%, а за май сократился почти на 1%. То есть на самом деле падение на 3,8%, а не на 4% связано с эффектом низкой базы сравнения.
Если взять за точку отсчета 2018 год, то ситуация в мае была хуже, чем в апреле. Следовательно, делать выводы о том, что экономика оттолкнулась от дна, еще рано.
Да и просадка ВВП в мае находится в пределах погрешности измерений относительно апрельского показателя. Не исключено, что после второй оценки данные за май будут ухудшены.
Выпуск в промышленности в мае упал на 4,3%. В апреле было сокращение производства на 7,1%. Но на уменьшение спада сыграло не улучшение реальной ситуации, а база сравнения. Если в апреле
Драматичная обстановка сложилась в производстве карьерных самосвалов. Выпуск падает уже 15 месяцев подряд. В мае
Заметно, что предприятия промышленности работают на склад. Объем запасов готовой продукции к 1 июня вырос до 5,736 млрд BYN (+13,1% за 12 месяцев).
Соотношение складских запасов и месячного объема производства за год упало с 65,9% до 81,4%. Такой уровень складских запасов на 1 июня является худшим с 2015 года, да и в
Товарооборот в ритейле сокращается уже второй месяц подряд. В апреле розничные продажи упали к 2019 году на 4%, в мае — на 3,2%. Судя по всему, так белорусы отвечают на ухудшение ситуации с доходами.
Белстат посчитал, что за 4 месяца реальные располагаемые доходы выросли на 5,7%, тогда как за 3 месяца рост был равен 7,1%. В пересчете на месячные темпы это дает замедление в апреле до +1,5%. Можно сказать, что рост реальных доходов почти прекратился.
Резкий поворот в динамике доходов косвенно указывает на рост безработицы и неполной занятости, а также на проблемы с размером предпринимательских доходов и пенсий. Неудивительно, что правительство задумало повысить пенсии как можно скорее.
Продажи общепита в мае упали на 41,6%, что объясняется опасениями белорусов заразиться коронавирусом в людных местах. По сути, весной в стране действовал народный карантин.
Оптовый товарооборот за май просел на 9,5% против минус 15,3% в апреле. Как и в случае с промышленностью, некоторое улучшение относительно 2019 года не должно вводить в заблуждение.
В мае
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!