Курсы валют Нацбанка РБ
17 июн18 июн
1 USD 2,0655 2,0620 −0,0035
1 EUR 2,3307 2,3119 −0,0188
100 RUB 3,2077 3,2085 +0,0008
10 PLN 5,4696 5,4259 −0,0437

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
17 июн18 июн
USD 64,4326 64,3187 −0,1139
EUR 72,6993 72,1077 −0,5916
BYN 31,2416 31,1939 −0,0477
PLN 17,0800 16,9371 −0,1429

все курсы валют

За что уволили старого директора МТЗ и какое наследство досталось новому?

Лукашенко согласился с назначением главой МТЗ экс-министра промышленности Виталия Вовка. Почему на пост гендиректора предприятия был согласован чиновник, отстраненный после громкого разноса под Оршей?

В августе 2014 года президент дал согласие на назначение гендиректором ОАО «Минский тракторный завод» Федора Домотенко. Работа Домотенко пришлась на один из самых трудных периодов работы тракторного завода. В связи с этим МТЗ не раз оказывалась господдержка.

Летом 2015 года вышел указ об эмиссии облигаций МТЗ. По указу предприятию было разрешено выпустить облигации на сумму до 150 млн USD. При этом в указе 2015 года особо прописали право выпуска облигаций без учета отдельных положений указа № 277 «О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг».

В чем заключалась игнорируемая часть указа № 277? На тот момент данный кусочек документа звучал следующим образом:

«Если значение коэффициента текущей ликвидности и (или) коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами, рассчитанных на последний день месяца квартала, предшествующего кварталу, в котором принято решение о выпуске облигаций, ниже нормативных значений коэффициентов, утверждаемых Советом Министров Республики Беларусь в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве), то юридическим лицам, указанным в части второй настоящего подпункта, отказывается в государственной регистрации облигаций.».

Что значит процитированное положение указа № 277? Оно означает, что эмиссия облигаций запрещена для предприятий, которые-де-факто являются банкротами по коэффициентам Совмина.

Куда пошли деньги от выпуска валютных облигаций МТЗ? С помощью этих облигаций завод рефинансировал собственную кредитную задолженность перед госбанками. Облигации МТЗ выкупили те же госбанки, которым он был должен по кредитам. Получается, что и предприятию помогли, и госбанкам улучшили показатели по проблемным активам.

Также по указу № 282, принятому в тот же день, что и указ № 277, МТЗ дали рассрочку погашения задолженности по НДС на сумму 59,4 млрд BYR. Высвобожденные ресурсы предприятию предписали направить на пополнение оборотки.

Месяцем позже указов № 277 и № 282 вышло постановление Совмина № 632. По нему БПС-Сбербанку выдали гарантии в погашении валютного кредита МТЗ в объеме до 94,4 млн EUR.

К сожалению, с возвратом кредитов у МТЗ были серьезные проблемы. В 2018 году вышло постановление Совмина № 264, согласно которому правительство опять брало на себя гарантии по выплате кредита МТЗ. В данном случае это был кредит Беларусбанка, выданный заводу в сумме 91,6 млн EUR на рефинансирование кредита БПС-Сбербанка, выданного в 2015 году. Не исключено, под 2015 годом понимался кредит, упомянутый в постановлении Совмина № 632.

Если перефразировать простыми словами, то МТЗ брал кредит у одного банка, не справлялся с платежами по нему и брал новый кредит в другом банке. Причем степень платежеспособности по кредитам оставалась примерно той же. Предприятие спасали госгарантии от Совмина.

МТЗ завершил 2018 год с не самыми лучшими финансовыми показателями. Выручка завода выросла с 1 270 до 1 473 млн BYN, но прибыль от реализации сократилась со 199,1 до 181,8 млн BYN.

За прошлый год у МТЗ подскочили убытки от инвестиционной и финансовой деятельности — с 87,4 до 140,4 млн BYN. В итоге чистая прибыль компании упала в 13,2 раза — до 5,2 млн BYN.

В 2018 году МТЗ резко нарастил запасы готовой продукции — с 86,4 до 139,6 млн BYN. На 1 января 2019-го предприятие имело гигантскую краткосрочную дебиторку — 869,6 млн BYN. К 2019 году непокрытый убыток МТЗ достиг 84,4 млн BYN, долги по краткосрочным кредитам и займам — 281,1 млн BYN, по долгосрочным — 525,9 млн BYN, краткосрочная кредиторка — 185,7 млн BYN.

В мае интервью порталу tut.by дал теперь уже бывший глава МТЗ Федор Домотенко. В материале портала сообщалось, что на складах завода скопились остатки готовой продукции в объеме 3 815 штук, а просроченная внешняя дебиторка МТЗ составила 340 млн BYN. При этом основная часть проблемной дебиторки завода сложилась аж в 2010—2011 гг. и в 2014 г.

В 2010-ых гг. МТЗ поставил в Венесуэлу 2 906 тракторокомплектов. Венесуэльские партнеры также не до конца рассчитались с белорусским заводом.

В январе—марте 2019 года МТЗ повысил выручку с 331 до 359,2 млн BYN. Однако прибыль предприятия от реализации продукции сократилась — с 44,7 до 24,5 млн BYN. Зато убыток от инвестиционной и финансовой деятельности в 2019 году сменился прибылью. Это позволило МТЗ нарастить чистую прибыль с 16,4 до 18,9 млн BYN.

В общем, перед Виталием Вовком стоят весьма масштабные задачи. МТЗ отошел от края пропасти банкротства, но по-прежнему является предприятием с 15-тысячным коллективом, большими долгами и многомиллионной просроченной дебиторкой.

Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Вконтакте и Facebook. Присоединяйтесь!

2019-06-12