Крупные белорусские компании
Одним из главных показателей эффективности работы предприятия является рентабельность продаж. Рентабельность продаж — это соотношение прибыли от реализации продукции и выручки за промежуток времени. Как правило, чем выше рентабельность, тем лучше состояние компании.
Рентабельность позволяет оценить, насколько высока вероятность, что компания может выжить в кризисное время, если ей оказать поддержку с платежами по долгам. Иными словами, рентабельность отражает эффективность бизнеса самого по себе, без увязки с кредитами и займами.
Если предприятие показывает низкую или вообще отрицательную рентабельность, то не исключено, что даже списание или отсрочка долгов не помогут бизнесу выжить и выйти на развитие. Большинство крупных и средних предприятий Беларуси относится именно к такому типу уязвимых компаний.
Средняя рентабельность по валообразующим компаниям страны по итогам 4 месяцев составила 7,6%. Для сравнения: за тот же период средняя ставка рефинансирования Нацбанка равна 8,85%, а средняя ставка по новым рублевым кредитам юрлиц — 10,66%. Это значит, что значительная часть белорусских бизнесов с трудом может обслуживать кредиты.
В апреле
Среди видов деятельности были рекордсмены и аутсайдеры по рентабельности. Например, в фармацевтике рентабельность на фоне борьбы с эпидемией выросла до 33,1%.
Самая большая рентабельность отмечалась по финансовой и страховой деятельности — 37,7%. Для этой отрасли в целом характерны высокие показатели в течение всего года.
По нашим оценкам, снижение нефтяных цен в апреле вызвало резкое увеличение рентабельности нефтепереработки. Средняя рентабельность по отрасли превысила 20%, хотя еще в начале года была около нуля.
В марте за счет ажиотажного спроса на товары после девальвации рубля рентабельность в ритейле выросла втрое — до 3,1%. Однако уже в апреле, когда ажиотаж утих, рентабельность вернулась к стандартным 1,5%.
Кризисы и ограничение перевозок пассажиров негативно отразились на работе транспорта. На сухопутном и трубопроводном транспорте рентабельность упала до 3,1%, на воздушном — до минус 47,6%.
Также от дефицита клиентов серьезно пострадала сфера HoReCa (гостиницы и рестораны). Средняя рентабельность за апрель здесь опустилась до минус 18,5%.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!