У россиян есть целый арсенал способов убедить «младшего брата», что события вокруг Белгазпромбанка и долгов за газ пошли по неправильному пути. Разберем примеры, которые наиболее болезненны для властей и обычных белорусов.
На прошлой неделе к газовому конфликту между Москвой и Минском добавились трения по поводу замены руководства Белгазпромбанка. 12 июня Газпромбанк и Газпром выпустили совместное заявление по ситуации с Белгазпромбанком.
По мнению российских акционеров БГПБ «были осуществлены незаконные действия по назначению и.о. председателя правления и.о. заместителя председателя правления
Газпромбанк и Газпром отметили, что «указанные действия совершены с грубым нарушением законодательства Республики Беларусь и Договора о Евразийском экономическом союзе и непосредственно затрагивают права и законные интересы российских акционеров ОАО „Белгазпромбанк“, а также интересы клиентов и вкладчиков».
Россияне заявили, что «акционеры ОАО „Белгазпромбанк“ намерены добиваться защиты своих прав и законных интересов всеми доступными правовыми средствами». Газпромбанк и Газпром владеют по 49,818% в уставном фонде БГПБ.
Уже 13 июня российский
Под газовым долгом «Незыгарь» понимает 165,57 млн USD, о которых 29 мая сообщил глава Газпрома Алексей Миллер. По расчетам banki24.by, проблемные обязательства стали накапливаться с марта месяца.
Россия является держателем крупнейшей части госдолга Беларуси. По данным Минфина РБ на 1 июня
Кроме того, Россия контролирует Евразийский фонд стабилизации и развития. По состоянию на начало 2019 года Беларусь была должна ЕФСР 2,68 млрд USD. Таким образом, напрямую и косвенно РФ контролирует до двух третей госдолга Беларуси.
Что будет, если белорусы начнут задерживать выплаты по госкредитам России? Ответ зафиксирован в соглашениях о кредитах российского правительства.
Сначала на невыплаченный долг будут начислены проценты по штрафным ставкам — в 1,5 раза выше стандартной. Если же белорусы не смогут погасить просрочку по госкредитам в течение 180 дней, то оставшаяся задолженность по кредитам будет объявлена срочной к погашению. По сути, в тяжелой для РБ ситуации россияне могут предъявить к погашению счет на сумму до нескольких миллиардов долларов.
В неопределенном состоянии находятся переговоры по кредиту на строительство АЭС. В апреле сообщалось, что условия по атомному кредиту могут быть смягчены в пользу Беларуси. Но с тех пор конкретики в официальном поле так и не появилось.
Напомним, по условиям соглашения между правительствами РБ и РФ погашение кредита на АЭС должно начаться не позднее 1 апреля 2021 года. Платежи по кредиту будут вноситься 30 равными долями по 2035 год.
Кредитная линия для Беларуси открыта на сумму до 10 млрд USD. Кроме тела долга Беларусь должна выплачивать и проценты. На 50% суммы каждой использованной части кредита начисляются проценты по ставке 5,23% годовых. На остальные 50% ставка составляет LIBOR по
Банки с российским капиталом (
По состоянию на начало
В условиях выпадающих валютных доходов бюджета Минфину Беларуси важно сохранить рефинансирование валютных гособлигаций за счет выпуска новых. Поэтому отказ «дочек» российских банков от покупки новых бумаг МФ РБ станет неприятным сюрпризом для властей.
По соглашению о продаже Белтрансгаза Газпрому белорусы обязались по требованию Газпрома выкупить все акции Белтрансгаза за 5 млрд USD, а также компенсировать все убытки, которые могут возникнуть у Газпрома в связи с этим, в случае нарушения беспрепятственной и бесперебойной транспортировки по Беларуси газа из России, а также в случае несанкционированного отбора газа из потоков, транспортируемых через Беларусь.
Получается, что если белорусы вдруг надумают отбирать газ из труб Газпрома, им автоматом прилетит самая жесткая «ответка» на миллиарды долларов. На такие отчаянные действия власти Беларуси может сподвигнуть прекращение поставок газа, о котором писал «Незыгарь».
Нельзя исключать расчехления экономической кувалды России. По данным посла в Беларуси Владимира Семашко, на начало июня полностью или частично были ограничены поставки на российский рынок для 43 белорусских мясокомбинатов, 41 молокозавода, 12 предприятий по переработке птицы, 8 компаний по переработке рыбы и 6 предприятий, выпускающих корма для животных.
На российский рынок сильно завязаны предприятия белорусского машиностроения. Россияне могут ввести заградительные меры по импорту продукции МТЗ, МАЗа, БелДжи, Гомсельмаша и других организаций промышленности. Диапазон возможных мер крайне широк — ведь в РФ
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!