Такой вывод можно сделать из статистики по финансам белорусских компаний в 1 квартале. Больше четверти предприятий находится в отчаянном положении.
В тяжелые кризисные времена выживают финансово эффективные компании. Выйдя из кризиса такие предприятия имеют шансы на развитие, тогда как менее удачливые конкуренты обречены влачить жалкое существование или вообще банкротиться.
Одним из главных мерил эффективности работы любого предприятия является рентабельность продаж. Рентабельность продаж — это отношение прибыли компании от реализации продукции к выручке за определенный отрезок времени. Как правило, чем выше рентабельность, тем эффективнее работает организация.
В 1 квартале 2020 года рентабельность продаж крупных и средних предприятий реального сектора составила 7,4% (против 7% годом ранее). Рост рентабельности происходил на фоне обвального падения чистой прибыли, так как на рентабельность не влияют курсовые разницы.
По итогам 3 месяцев 26,6% отчитавшихся предприятий были нерентабельными. Это значит, что рентабельность у таких компаний была ниже нуля, они несли убытки от реализации продукции в 1 квартале.
Реже всего нерентабельные предприятия встречались в Брестской области (21,5%), чаще всего — в Могилевской (33,8%). В Минске доля нерентабельных компаний составила 24,4%. В остальных областях картинка была такой: Витебская — 32,4%, Гомельская — 22,3%, Гродненская — 24,3%, Минская — 30,1%.
Кроме нерентабельных есть так называемые низкорентабельные компании. Это компании с рентабельностью продаж от 0% до 5%. Вместе с нерентабельными данные предприятия являются первыми кандидатами на отсев во время кризиса.
В 1 квартале удельный вес низкорентабельных предприятий составил 32,3%. Добавив к ним долю нерентабельных, получаем, что в зоне риска находились 58,9% крупных и средних компаний по всей стране.
Нигде в Беларуси доля низкоэффективных компаний не была ниже 50%. Только в Минске удельный вес максимально приблизился к этой отметке — 50,4%. В областях обстановка была гораздо хуже: Брестская — 55,4%, Витебская — 64,5%, Гомельская — 62,5%, Гродненская — 55,1%, Минская — 61,6%, Могилевская — 69,2%.
Среди видов деятельности чаще всего нерентабельные компании встречались на воздушном транспорте (66,7%), на сухопутном и трубопроводном транспорте (41,2%), в розничной торговле (41,1%), в сфере HoReCa (39,5%, гостиницы и рестораны) и в сельском хозяйстве (36,9%).
Наиболее часто нерентабельные и низкорентабельные предприятия встречались в розничной торговле (87,9%), на водном транспорте (83,3%), в секторе HoReCa (81,4%), а также на сухопутном и трубопроводном транспорте (79,6%).
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!