Курсы валют Нацбанка РБ
01 июн02 июн
1 USD 2,9968 2,9958 −0,0010
1 EUR 3,3824 3,3931 +0,0107
100 RUB 3,7777 3,7807 +0,0030
10 PLN 7,9790 7,9791 +0,0001
10 CNY 4,1464 4,1373 −0,0091

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
01 июн02 июн
USD 78,6171 78,6171 +0,0000
EUR 89,2512 89,2512 +0,0000
BYN 26,2424 26,2424 +0,0000
PLN 20,9439 20,9439 +0,0000
CNY 10,8897 10,8897 +0,0000

все курсы валют

Белорусские транспортники пробивают дно по большинству показателей

Белстат опубликовал удручающие результаты работы транспортных организаций. Еще до эпидемии коронавируса в Европе транспортники Беларуси почувствовали тяжелое дыхание кризиса.

В январе—феврале 2020 года грузооборот транспорта обвалился на 13,8%. Падение грузооборота по сравнению с предыдущим годом началось еще в январе 2019 года и таким образом длится уже 14 месяцев подряд. Однако в 2020 году оно приобрело острый характер.

Перевозки грузов различными видами транспорта за 2 месяца 2020 года упали на 13,5%. В пересчете на тоннаж больше всего пострадали железнодорожный и трубопроводный транспорт. Перевозки по ж/д упали на 21,2% к 2019 году, по трубе — на 19,1%.

Снижение грузовых перевозок «чыгункай» и по магистральным трубопроводам в основном объясняется сокращением экспорта и транзита нефти и нефтепродуктов, а также вывоза калийных удобрений.

В январе—феврале объемы погрузки на ж/д упали на 13,9%, в том числе по строительным грузам — на 9,1%, по химическим и минеральным удобрениям — на 20,3%, по нефти и нефтепродуктам — на 37,6%.

Дела на автомобильном транспорте по итогам 2 месяцев обстояли еще неплохо. На тот момент страны Европы и Россия не закрылись на карантин по коронавирусу. Поэтому к 2019 году грузооборот вырос на 0,5%, а перевозки грузов — на 0,1%. Уже по итогам марта—апреля эти показатели откатятся в зону глубокого спада.

По состоянию на 1 февраля 2020 года суммарные долги крупных и средних предприятий транспорта достигли 5,589 млрд BYN. За скользящий год (12 месяцев) обязательства транспортных организаций выросли на 9,3%.

Поскольку белорусский рубль сильно девальвировался к доллару и евро в феврале—марте, к 1 апреля объем долга транспортников значительно увеличится. Это произойдет за счет курсовой переоценки валютных обязательств компаний.

Еще до наступления кризиса у транспортных предприятий было кратное превышение долгов над размером выручки. Если на 1 февраля 2019-го суммарные долги были в 2,9 раза больше выручки, то годом позднее — уже в 3,7 раза больше. Это делает предприятия уязвимыми во время ухудшения ситуации в экономике.

25 марта глава Минфина Максим Ермолович сообщил, что правительство готовит меры по поддержке транспортных и логистических компаний. Чиновники не без оснований считают, что предприятия сферы услуг окажутся среди наиболее пострадавших от мирового экономического кризиса и глобального карантина по коронавирусу. Самые крупные предприятия получат поддержку на индивидуальной основе, а остальные — на отраслевой.

2020-03-26