Курсы валют Нацбанка РБ
17 сен18 сен
1 USD 3,0360 3,0419 +0,0059
1 EUR 3,5867 3,6033 +0,0166
100 RUB 3,6468 3,6466 −0,0002
10 PLN 8,4387 8,4707 +0,0320
10 CNY 4,2392 4,2454 +0,0062

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
17 сен18 сен
USD 82,8359 82,9987 +0,1628
EUR 97,8903 98,2994 +0,4091
BYN 27,2846 27,2852 +0,0006
PLN 22,9883 23,1072 +0,1189
CNY 11,6052 11,6623 +0,0571

все курсы валют

Белорусские транспортники пробивают дно по большинству показателей

Белстат опубликовал удручающие результаты работы транспортных организаций. Еще до эпидемии коронавируса в Европе транспортники Беларуси почувствовали тяжелое дыхание кризиса.

В январе—феврале 2020 года грузооборот транспорта обвалился на 13,8%. Падение грузооборота по сравнению с предыдущим годом началось еще в январе 2019 года и таким образом длится уже 14 месяцев подряд. Однако в 2020 году оно приобрело острый характер.

Перевозки грузов различными видами транспорта за 2 месяца 2020 года упали на 13,5%. В пересчете на тоннаж больше всего пострадали железнодорожный и трубопроводный транспорт. Перевозки по ж/д упали на 21,2% к 2019 году, по трубе — на 19,1%.

Снижение грузовых перевозок «чыгункай» и по магистральным трубопроводам в основном объясняется сокращением экспорта и транзита нефти и нефтепродуктов, а также вывоза калийных удобрений.

В январе—феврале объемы погрузки на ж/д упали на 13,9%, в том числе по строительным грузам — на 9,1%, по химическим и минеральным удобрениям — на 20,3%, по нефти и нефтепродуктам — на 37,6%.

Дела на автомобильном транспорте по итогам 2 месяцев обстояли еще неплохо. На тот момент страны Европы и Россия не закрылись на карантин по коронавирусу. Поэтому к 2019 году грузооборот вырос на 0,5%, а перевозки грузов — на 0,1%. Уже по итогам марта—апреля эти показатели откатятся в зону глубокого спада.

По состоянию на 1 февраля 2020 года суммарные долги крупных и средних предприятий транспорта достигли 5,589 млрд BYN. За скользящий год (12 месяцев) обязательства транспортных организаций выросли на 9,3%.

Поскольку белорусский рубль сильно девальвировался к доллару и евро в феврале—марте, к 1 апреля объем долга транспортников значительно увеличится. Это произойдет за счет курсовой переоценки валютных обязательств компаний.

Еще до наступления кризиса у транспортных предприятий было кратное превышение долгов над размером выручки. Если на 1 февраля 2019-го суммарные долги были в 2,9 раза больше выручки, то годом позднее — уже в 3,7 раза больше. Это делает предприятия уязвимыми во время ухудшения ситуации в экономике.

25 марта глава Минфина Максим Ермолович сообщил, что правительство готовит меры по поддержке транспортных и логистических компаний. Чиновники не без оснований считают, что предприятия сферы услуг окажутся среди наиболее пострадавших от мирового экономического кризиса и глобального карантина по коронавирусу. Самые крупные предприятия получат поддержку на индивидуальной основе, а остальные — на отраслевой.

2020-03-26