Индекс экономических настроений белорусских компаний перешел в «красную зону». Анализируем, за счет чего это произошло, и что будет в 2020 году.
Замеры экономических настроений предприятий в нашей стране идут с 2005 года. Опросные анкеты заполняют порядка 1,7 тыс. предприятий реального сектора. Они относятся к 4 видам экономической деятельности — промышленности, торговле, строительству и транспорту.
После обработки ответов предприятий специалисты Нацбанка формируют сводный и отраслевые индексы экономических настроений. Эти индексы от НБРБ являются балансовыми показателями.
Индексы настроений представляют собой разницу ответов «больше» (улучшилось, увеличилось, высокое, хорошее) и ответов «меньше» (ухудшилось, уменьшилось, низкое, плохое). Пустые анкеты и ответы «не знаю» при составлении балансов не учитываются.
У всех видов деятельности есть сезонная компонента активности предприятий. Это означает, что в отдельные периоды по году выпускается заведомо больше/меньше продукции. Соответственно меняются индексы настроений.
Чтобы нивелировать сезонность в Нацбанке рассчитывают сглаженные индексы, из которых данный фактор максимально вычищен. Далее мы будем ориентироваться именно на такие индексы.
Сглаженный сводный индекс экономических настроений упал до 1,8 в ноябре 2019 года. Еще в
Сглаженные индексы настроений ухудшились относительно 2018 года в 3 из 4 видов деятельности. Исключение составило строительство.
Правда, в строительстве индекс настроений и без того находится в отрицательной области — минус 3,5 в ноябре (против минус 5,9 годом ранее). Это значит, что в строительной сфере до сих пор негативные настроения численно преобладают над позитивными. Ниже нуля находятся динамика объема заказов и подрядов на внутреннем и внешнем рынках, а также ожидания по изменению числа занятых в отрасли.
В промышленности сезонно сглаженный индекс опустился за 12 месяцев с +8,4 до +4,9. Промышленники не ждут роста объема заказов и производства.
В торговле отраслевой индекс снизился за скользящий год с +7 до +5,3. У торговцев ухудшились ожидания по динамике продаж.
На транспорте сглаженный индекс деградировал за 12 месяцев с минус 0,5 до минус 7,1. Мощная просадка случилась по контрактам на перевозки на внешнем рынке и по изменению спроса на услуги транспортников. Ожидания по спросу в будущем по транспортной отрасли тоже негативные и падают дальше.
В целом положение транспорта заметно хуже того, что наблюдалось в конце
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!