Таковы подсчеты по финансовым результатам крупных и средних организаций за 8 месяцев. В каких сферах и на каких территориях сложилось самое плохое положение?
Один из главных показателей эффективности работы предприятия в реальном секторе — это рентабельность продаж. Рентабельность продаж — это соотношение прибыли компании от реализации продукции и ее выручки. Как правило, чем выше рентабельность, тем лучше финансовое состояние организации.
В январе—августе 2019 года 23,1% крупных и средних предприятий реального сектора имели рентабельность ниже нуля. Это значит, что они сработали с убытками от продажи продукции.
Еще 34% компаний показали рентабельность в пределах 0–5%. Такие предприятия наиболее уязвимы во время кризиса и могут скатиться в категорию нерентабельных.
Получается, что по итогам 8 месяцев 57,1% отчитавшихся властям организаций имели низкую эффективность. В территориальном разрезе менее половины таких предприятий насчитывалось только по Минску — 46,4%.
Меньший удельный вес низкоэффективных компаний в столице по сравнению с областями объясняется большей долей частного сектора в минской экономике. В Минске за 8 месяцев были нерентабельны 20,7% предприятий, низкорентабельны — 25,6%.
Области выстроились по доле низкоэффективных организаций следующим образом: Гродненская — 53,5%, Брестская — 54,3%, Гомельская — 58,6%, Минская — 61,9%, Витебская — 62,8%, Могилевская — 69,1%.
Самый малый удельный вес нерентабельных компаний отмечался на Брестчине (17,4%), самый большой — на Витебщине (29,4%). Чаще всего низкорентабельные предприятия встречались в Могилевской области (44,2%), реже всего — в Гродненской (30,2%).
В сельском хозяйстве Беларуси удельный вес низкоэффективных организаций составил 68,7%. Около 32,8% крупных и средних компаний в агросекторе были нерентабельны и 35,9% имели рентабельность 0–5%.
В промышленности доля нерентабельных и низкорентабельных предприятий достигла 53,2%, из них нерентабельных — 21,8%, низкорентабельных — 31,3%. Среди видов деятельности в промсекторе наибольший удельный вес низкоэффективных компаний наблюдался в энергетике (75%), наименьший — в фармацевтике (18,2%).
В строительстве по итогам 8 месяцев фиксировалось 56,4% нерентабельных и низкорентабельных предприятий, в торговле авто и мотоциклами — 65,3%, в оптовой торговле — 72%, в ритейле — 86,4%, в лесоводстве и лесозаготовках — 7,1%. В торговле большая доля организаций с рентабельностью 0–5% связана с заработком от оборота.