Курсы валют Нацбанка РБ
15 ноя16 ноя
1 USD 2,0552 2,0478 −0,0074
1 EUR 2,2618 2,2576 −0,0042
100 RUB 3,2013 3,2063 +0,0050
10 PLN 5,2692 5,2711 +0,0019

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
15 ноя16 ноя
USD 64,2101 63,8881 −0,3220
EUR 70,6761 70,4111 −0,2650
BYN 31,2458 31,2076 −0,0382
PLN 16,4532 16,4325 −0,0207

все курсы валют

Чиновники мечтают о рыночной экономике в Беларуси. Сбудутся ли мечты?

Правительство захотело, чтобы США признали за нами статус рыночной экономики. При этом белорусы вряд ли собираются подстраиваться под критерии американцев.

11 октября было официально опубликовано постановление Совмина № 690. Согласно этому документу Минэкономики поручили закупить юруслуги по сопровождению перевода Беларуси из статуса страны с нерыночной экономикой в страну с рыночной.

В США определением такого статуса для стран является Министерство торговли. Примечательно, что процедура закупки юридических услуг будет проведена из одного источника — у вашингтонской компании Crowell & Moring.

Получается, белорусы хотят признания за собой права на «рыночность» экономики, но подбирают компании кондовым административным методом, без конкурса. Надо сказать, весьма своеобразная логика.

Совмин определил срок действия постановления — 2 года со дня принятия. Значит на все про все чиновники отводят время до середины осени 2021 года.

Пару лет назад тему признания белорусской экономики рыночной хорошо разобрали в экспертном сообществе «Наше мнение». Объявление Беларуси страной с рыночной экономикой тесно завязано на вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО). По данным аналитиков, именно страны с нерыночным статусом встречаются с наибольшим количеством «притеснений» во время торговых споров.

По классификации Евросоюза число стран с нерыночной или переходной экономикой очень мало. Эти страны делятся на 3 группы. Первая группа — страны, внедрившие реформы, которые привели к доминированию рыночных механизмов; вторая группа — страны-члены ВТО; третья группа — другие страны с нерыночной экономикой.

Беларусь относится к третьей группе стран по классификации ЕС. Там мы соседствуем с такими передовыми государствами, как КНДР и Туркменистан.

В первой группе стран с нерыночной экономикой находится Китай. Недавно ЕС и США отказали Китаю в принятии в клуб «рыночных» стран.

Аналитики «Нашего мнения» утверждают, что «фактически полностью избежать статуса нерыночной экономики в условиях ВТО возможно лишь при имплементации реформ». Однако структурным реформам в экономике противится президент.

14 октября в Минэкономики заявили, что ведомство «исходит из понимания, что белорусская экономическая политика уже на протяжении многих лет соответствует рыночным принципам». По мнению министерства, по этой причине «пересмотр Минторгом США статуса нашей экономики позволит формально подтвердить то, что существует-де-факто».

Иными словами, чиновники не желают менять структуру белорусской экономики, чтобы как-то подладиться под требования США. Мол, мы и так уже рыночные по самые уши.

Между тем, у США выработаны критерии отнесения экономики страны к рыночной. К ним относятся свобода ценообразования, механизмы формирования обменного курса и зарплаты.

В США смотрят на то, какова степень государственного контроля над средствами выпуска продукции и над распределением ресурсов и решениями производителей об объеме выпуска и ценах на продукцию. Также штатовские эксперты определяют уровень вмешательства государства в процесс установления курса национальной валюты к валютам иных государств и то, насколько размер зарплаты достигается на основе свободных переговоров между руководством предприятия и его работниками.

На сегодня успехи Беларуси по американским критериям весьма скромны. В апреле 2019 года премьер Румас подтвердил огромную долю госпредприятий в экономике. По данным правительства, в госсобственности государства находятся акции 1 869 акционерных обществ, из которых в 1,5 тысячах обществ государству принадлежит контрольный пакет и «эти общества формируют половину ВВП страны».

Госпредприятия существуют в самых разных формах — это акционерные общества, унитарные предприятия, производственные объединения. Выходит, что и без учета УП и ПО казенные акционерные общества дают половину ВВП. Понятно, что с учетом таких гигантов, как РУПы системы Белэнерго, РУПП «Гранит» и ПО «Белоруснефть», доля госсектора становится еще больше.

Аналитики Евразийского фонда стабилизации и развития ранее оценивали степень вмешательства государства в ценообразование примерно на 1/5 в структуре индекса потребительских цен. По нашим расчетам, с тех пор доля госрегулирования в сводной инфляции изменилась мало. Более того, по факту в 2019 году регулируемые позиции дают больше трети прироста цен в экономике.

4 октября агентство S&P подтвердило кредитный рейтинг Беларуси на уровне «В». Аналитики агентства указали, что «в стране введен управляемый плавающий валютный курс». По мнению S&P, «независимость Национального банка ограничена ввиду возможного политического вмешательства». Эксперты оценили гибкость денежно-кредитной политики в Беларуси как «5» по 6-балльной шкале, где «6» — худшая оценка.

Широко известна практика административного разгона зарплат к концу года или к другим значимым событиям. Часть областных исполкомов абсолютно не скрываясь доводит до городов и районов графики роста зарплат. Периодически о графиках роста зарплаты говорят и на уровне правительства.

Впрочем, главный вопрос о «рыночности» белорусской экономики пока остается открытым. Не исключено, что нанятые правительством лоббисты будут настаивать на присвоении Беларуси рыночного статуса с учетом политической конъюнктуры.

Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Вконтакте и Facebook. Присоединяйтесь!

2019-10-15