В апреле сильно ухудшились результаты внешней торговли Беларуси (инфографика)
Но это не сильно связно с «грязной» российской нефтью, которая пришла в Беларусь в начале второй половины апреля: ухудшение произошло из-за значительного роста импорта при заметном сокращении экспорта. Причем, главным образом, в товарном секторе: очень вырос импорт как раз товаров. В секторе же внешнеэкономических услуг ухудшение представлено заметным падением их экспорта (а вот здесь, видимо, как раз связь с той самой «грязной нефтью» — сказалось сокращение услуг трубопроводного транспорта по перекачке нефти на Запад)
Итог. Традиционно отрицательное сальдо товаров в апреле увеличило свой «минус» до рекордного за 3,5 года, а среди апрельских результатов товарный «минус» отчетного апреля стал наибольшим с 2010-го. Традиционно же положительное сальдо внешнеэкономических услуг заметно уменьшило свой «плюс» (однако среди апрельских результатов всех предыдущих лет апрельский этого года стал наилучшим). Суммарное (товары + услуги) сальдо внешней торговли в апреле составило $-404 млн, став наихудшим месячным результатом с конца 2015-го года.
Заметно ухудшилось и годовое (12-месячное) сальдо, которое в отчетном периоде «май 2018-го — апрель 2019-го», тем не менее, осталось положительным, составив $+443 млн.
Экспорт и импорт товаров и услуг
В апреле заметно сократился экспорт в $-денежном выражении: и товаров — на 3,3%, до $2,625 млрд, и услуг — на 8,4%, до $707 млн. А импорт, наоборот, довольно сильно увеличился, и в основном в товарном секторе: импорт товаров вырос на 11,0%, до $3,318 млрд, услуг — лишь на 1,0%, до $418 млн.
Суммарный (товары + услуги) экспорт в апреле, в итоге, снизился с марта на 4,4%, до $3,332 млрд, а суммарный импорт — вырос на 9,8%, до $3,735 млрд.
Экспорт в апреле сократился после резкого роста в марте. А импорт быстро растет уже 3-й месяц после сильного падения в январе, и достиг уже наибольших месячных значений прошлого года.

И в сравнении с апрелем прошлого года экспорт в отчетном апреле стал меньше (но лишь в товарном секторе — в секторе услуг экспорт стал чуть больше). Ну, а суммарный апрельский импорт наоборот, стал больше, чем был год назад (тоже исключительно в товарном секторе: импорт товаров стал больше, а импорт услуг — чуть меньше).

И в формате «за период с начала года» общий экспорт в этом году меньше, чем в прошлом, а совокупный импорт — чуть-чуть больше: в январе—апреле 2019-го экспорт товаров и услуг стал меньше, чем был за первые 4 месяца 2018-го, на 1,8%, а импорт — больше на 0,1%.
Экспортировано товаров в январе—апреле на $10,233 млрд, а оказано внешнеэкономических услуг — на $2,767 млрд. Суммарно — $12,999 млрд. Импорт товаров в январе—апреле составил $11,426 млрд, услуг — $1,520 млрд. Всего — $12,946 млрд. Рекордные объемы и экспорта и импорта были в 2012-м.

Сальдо внешней торговли раздельно по товарам и услугам
Итак, в апреле импорт товаров сильно вырос с марта, но экспорт товаров упал, а в секторе внешнеэкономических услуг импорт увеличился немного, но экспорт снизился заметно. В результате чего традиционно отрицательный результат по товарам и традиционно положительный результат по услугам ухудшились.
Но в товарном секторе ухудшение оказалось намного более сильным: в сравнении с мартом, в апреле товарное сальдо увеличило свой «минус» на $418 млн (до $-693 млн), а сальдо услуг уменьшило свой «плюс» на $69 млн (до $+289 млн).

В сравнении с апрелем 2018-го, в апреле 2019-го ухудшение в секторе товаров тоже очень сильное («минус» там стал больше на $385 млн), однако в секторе услуг плюсовое сальдо стало чуть лучше (выросло за год на $14 млн).

Так же — и за 4 месяца с начала года: результат внешней торговли за январь—апрель 2019-го в товарном секторе стал хуже, чем в 2018-м, на $376 млн, а в секторе услуг стал лучше, чем в 2018-м, на $124 млн.
То есть, ухудшение сальдо внешнеэкономических услуг в апреле с марта оказалось не таким уж и значительным: в апреле и в январе—апреле прошлого года плюсовое сальдо услуг было даже меньше, чем в этом.

Общее сальдо внешней торговли товарами и услугами
Значительное увеличение минусового товарного сальдо и, хоть и небольшое, но, все же, уменьшение плюсового сальдо в секторе услуг привели к общему большому ухудшению: минусовое сальдо внешней торговли товарами и услугами в апреле 2019-го ухудшилось с марта на $486 млн, и из положительного стало сильно отрицательным.
Апрельская 2019-го результативность внешней торговли (сальдо относительно внешнеэкономического оборота) — -5,71%. Месяц назад было +1,20%, годом раньше в апреле — -0,49%.

Апрельское 2019-го года сальдо внешней торговли размером в $-404 млн стало наихудшим с 2010-го года. Хотя за январь—апрель сальдо сохранилось плюсовым (во многом благодаря очень хорошему январскому результату).

Статистика внешней торговли в годовом формате
В годовом формате (12-месячной суммой) рост объемов экспорта и импорта товаров в $-денежном выражении уже прекратился, и внешнеторговый товарооборот, достигнув уровня начала 2015-го года, стабилизировался, а в последние месяцы уже уменьшается. Рекордные же годовые объемы были в 2012–13 гг.
В секторе же внешнеэкономических услуг годовой (12-месячный) экспорт находится на максимальном уровне, а импорт услуг сокращается: его годовая сумма падает уже 5 месяцев, так и не добравшись до рекордной, которая была в 2014-м.

Традиционно отрицательное годовое товарное сальдо в отчетном 12-меячном периоде увеличило свой «минус» до $-3,027 млрд, а традиционно положительное сальдо внешнеэкономических услуг увеличило свой «плюс» до $+3,470 млрд.
Годовой «плюс» по услугам превысил годовой «минус» по товарам на $443 млн. С прошлого месяца скользящее годовое сальдо ухудшилось, причем 3-й месяц подряд, после того, как в январе сальдо было наилучшим за 6 лет.

Сальдо внешней торговли к размеру ВВП в отчетном годовом периоде составило +0,74%. А наихудший результат был в 2010-м, когда минусовое сальдо превысило 15% от ВВП, в результате чего разразился известный валютно-финансовый кризис 2011-го с сильнейшей после 90-х девальвацией Br-рубля.
Но затем Беларусь стала покупать у России нефть по внутрироссийским ценам, что вкупе с ослаблением Br-рубля тогда кардинально улучшило ситуацию. И если экспорт нефтепродуктов осуществлялся по 2014-й год с уплатой в бюджет РФ экспортной пошлины, то с 2015-го вся пошлина стала направляться в бюджет Беларуси. Лучшие же результаты внешняя торговля Беларуси были в 2012-м, когда работала «растворительно-разбавительная» схема.

Подписывайтесь на banki24