Лидером мартовского курсового рейтинга стал российский Rr-рубль: он больше всех укрепился к доллару в этом месяце. Кроме него ещё только две валюты выросли к американской – армянский драм и белорусский Br-рубль. А валюты всех восточноевропейских стран и половины из СНГ ослабли: сказалось мировое укрепление доллара.
И за период с начала года Rr-рубль также вырос к доллару больше всех остальных валют региона. Этому мощно поспособствовало сильное удорожание нефти. Кроме Rr-рубля, по итогам I квартала 2019-го выросли к доллару еще гривна Украины, Br-рубль Беларуси и тенге Казахстана.
Движение курсов валют Восточной Европы, как обычно, в значительной степени определялось динамикой евро, а его движение, в свою очередь – мировой силой доллара. А доллар по итогам марта потяжелел: USDX – индекс доллара – представляющий собой отношение доллара США к корзине из 6 главных мировых валют (евро, фунту стерлингов, швейцарскому франку, японской иене, канадскому доллару и шведской кроне) за месяц поднялся с 96,16 пунктов в конце февраля до 97,24 в конце марта: доллар укрепился на 1,12%.
Для валют стран СНГ большое значение имеет еще и динамика мировой цены на нефть – и не только для валют нефтегазовых государств, но и экономически связанных с ними, да и просто импортёров нефти. А нефть за март заметно, на 3,57%, подорожала: сорт «Brent» вырос в цене с 66,0 $/бар. в начале месяца до 68,4 $/бар. в конце.
Укрепление доллара означает ослабление к нему евро: в марте общеевропейская валюта ослабла к доллару на 1,61%. А в еврозоне находятся многие страны Восточной Европы: Словения (с 2007-го года), Словакия (с 2009-го), Эстония (с 2011-го), Латвия (с 2014-го), Литва (с 2015-го). Черногория пользуется евро (с 2002-го) самостоятельно, без соглашения с ЕЦБ. К евро жестко привязаны валюты Болгарии и Боснии и Герцеговины.
Поэтому все без исключения валюты восточноевропейского региона ЕС в марте ослабли к доллару. А венгерский форинт ослаб больше всех остальных.
А вот валюты стран СНГ, наоборот, оказались вверху мартовского курсового рейтинга: три валюты даже выросли к доллару по итогам месяца. Лидером же стал Rr-рубль: сказался указанный выше рост цен на нефть. Укрепились и валюты стран, финансово-экономически связанные с Россией, с Rr-рублем: драм Армении и Br-рубль Беларуси.
Хотя вот нефтегазовый тенге Казахстана в марте упал к доллару (но вырос к евро), став самой ослабевшей в СНГ валютой. Наряду с гривной Украины, которая в прошлом месяце была, наоборот, лидером укрепления к доллару.
При этом гривна продолжила февральский рост всю первую декаду марта, но затем стала быстро дешеветь. В то время как Rr-рубль, наоборот, резко пошел в рост со второй декады. А с ним – и Br-рубль Беларуси.
С начала года, за первые 3 месяца 2019-го, больше других подорожал к доллару также Rr-рубль – благодаря как мартовской, так и январской динамике. Положительная динамика Br-рубля в январе, феврале и марте позволила валюте Беларуси войти в тройку самых укрепившихся валют СНГ и Восточной Европы за этот период.
И вообще валюты только стран СНГ по итогам I квартала 2019-го выросли к доллару. Их «вытянул» вверх Rr-рубль – а сам он поднялся на сильно подорожавшей с начала года нефти.
А вот восточноевропейские валюты – все ослабли, включая евро, чему способствовало усиление американской валюты и, соответственно, ослабление общеевропейской в мире.
Динамика курсов валют стран, близких Беларуси, в I квартале 2019-го – на графике.
За год (за последние 12 месяцев, с конца марта 2018-го по конец марта 2019-го) доллар укрепился: индекс USDX увеличился на 8,1%, с 89,97 пунктов до 97,24 (рекорд последних лет – более 103-х п., в конце 2016-го).
Нефть дорожала в цене почти половину этого времени, поднявшись до 4-летнего пика своей стоимости (до 86,3 $/бар. по сорту «Brent») в начале октября 2018-го. Затем произошло обрушение нефтяных цен: «Brent» к концу 2018-го обвалился до $50/бар. Но январско-мартовский рост стоимости «черного золота» частично «отбил» это падение, и теперь его стоимость лишь на 2,7% ниже, чем была ровно год назад.
Но если мировое усиление доллара привело к падению к нему курсов всех валют в этот 12-месячный период, то возврат стоимости нефти к цене годовой давности не сказалось на нефтяных валютах Rr-рубле и тенге: они стали «лузерами» годового рейтинга.
Из валют восточноевропейских стран ЕС больше других упали за год к доллару форинт Венгрии, злотый Польши и лей Румынии.
Не изменяется в долларовой цене лишь манат: Азербайджан жёстко прикрепил свою валюту к американской.
Динамика среднемесячных («скользящим» 30-дневным периодом) курсов валют стран, близких Беларуси, за год – на графике.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!