На 1 декабря госдолг оказался равен 36 803 млн BYN, или 39,1% по отношению к ВВП Беларуси. Это наивысшее значение госдолга как в абсолютном, так и в относительном выражении на любую из отчетных дат 2016 года. Наименьшая сумма госдолга в 2016 году отмечалась по состоянию на 1 января — 32 856 млн BYN, или 32,5% от ВВП.
Минфин Беларуси отчитался о том, что внешний госдолг на 1 декабря 2016 года вырос до 13 518 млн USD, или 28,3% к ВВП. Внешний госдолг на 1 декабря стал самым большим за все отчетные даты 2016 года. Минимального в 2016 году значения внешний госдолг достигал на 1 февраля — 12 416 млн USD, или 22,9% к ВВП.
Внутренний госдолг к 1 декабря составил 10 146 млн BYN, или 10,8% к ВВП. До локального минимума в 2016 году внутренний госдолг падал на 1 июня — 9 397 млн BYN, или 9,6% к ВВП. Локальный максимум внутреннего госдолга в 2016 году наблюдался на 1 марта — 11 152 млн BYN, или 10,1% к ВВП.
В отличие от внешнего госдолга, по внутреннему не фиксировалось поступательного роста объемов обязательств. Внутренний госдолг в 2016 году колебался в пределах 9,4–11,2 млрд BYN, или 9,5–10,9% к ВВП.
В программе
Крайне примечательно, что программа
Также в программе на
Лимит по госдолгу по отношению к ВВП Беларуси можно найти лишь в среднесрочной финансовой программе на
Абсолютные величины госдолга в финансовой программе не даны, но их легко можно вычислить из прогнозируемых объемов ВВП на соответствующий год. Так, в 2017 году госдолг не должен превысить 49 234 млн BYN, в 2018 году — 55 714 млн BYN, в 2019 году — 61 609 млн BYN.
Интересно, что в среднесрочной финансовой программе отсутствует деление лимитов на внешний и внутренний, как в программе
Представляется, что это не случайно. Если применить к госдолгу на последнюю отчетную дату параметры безопасности из программы на
Таким образом, возможно, что правительство пытается замаскировать имеющиеся проблемы по внешнему госдолгу, формально не повышая общего лимита. Не стоит также забывать и том, что в госдолг