Курсы валют Нацбанка РБ
11 дек12 дек
1 USD 2,0367 2,0330 −0,0037
1 EUR 2,3931 2,3973 +0,0042
100 RUB 3,4364 3,4336 −0,0028
10 PLN 5,6868 5,7058 +0,0190

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
11 дек12 дек
USD 59,2811 59,2348 −0,0463
EUR 69,6434 69,8023 +0,1589
BYN 29,0950 29,1295 +0,0345
PLN 16,5405 16,6171 +0,0766

все курсы валют

Госдолг Беларуси стремится к прорыву порога безопасности

На 1 декабря госдолг оказался равен 36 803 млн BYN, или 39,1% по отношению к ВВП Беларуси. Это наивысшее значение госдолга как в абсолютном, так и в относительном выражении на любую из отчетных дат 2016 года. Наименьшая сумма госдолга в 2016 году отмечалась по состоянию на 1 января — 32 856 млн BYN, или 32,5% от ВВП.

Минфин Беларуси отчитался о том, что внешний госдолг на 1 декабря 2016 года вырос до 13 518 млн USD, или 28,3% к ВВП. Внешний госдолг на 1 декабря стал самым большим за все отчетные даты 2016 года. Минимального в 2016 году значения внешний госдолг достигал на 1 февраля — 12 416 млн USD, или 22,9% к ВВП.

Внутренний госдолг к 1 декабря составил 10 146 млн BYN, или 10,8% к ВВП. До локального минимума в 2016 году внутренний госдолг падал на 1 июня — 9 397 млн BYN, или 9,6% к ВВП. Локальный максимум внутреннего госдолга в 2016 году наблюдался на 1 марта — 11 152 млн BYN, или 10,1% к ВВП.

В отличие от внешнего госдолга, по внутреннему не фиксировалось поступательного роста объемов обязательств. Внутренний госдолг в 2016 году колебался в пределах 9,4–11,2 млрд BYN, или 9,5–10,9% к ВВП.

В программе социально-экономического развития Беларуси на 2011—2015 гг. в ряду важнейших индикаторов экономической безопасности были прописаны такие показатели, как отношение внешнего и внутреннего госдолга к ВВП. Лимит по внешнему госдолгу установлен на уровне 25% к ВВП, по внутреннему — на отметке 20% к ВВП. При этом ни внутренний, ни внешний госдолг формально не включали займы, привлеченные под гарантии правительства, и долг органов местных органов власти (обл-, гор- и райисполкомов).

Крайне примечательно, что программа социально-экономического развития страны на 2016—2020 гг. не содержит каких-либо индикаторов безопасности по госдолгу. В тексте этой программы госдолг упоминается лишь в том ключе, что власти намереваются сократить его, в том числе за счет ограничения новых заимствований.

Также в программе на 2016—2020 гг. снижение внешнего несвязанного госдолга называется одним из условий сбалансированного развития Беларуси на текущее пятилетие. По мнению властей, отсутствие роста такого внешнего госдолга позволит повысить доступность коммерческого кредита и нарастить ЗВР до экономически безопасного уровня.

Лимит по госдолгу по отношению к ВВП Беларуси можно найти лишь в среднесрочной финансовой программе на 2017—2019 гг. Правительство считает, что в течение 3 лет сумма накопленного госдолга не должна превышать 45% к ВВП.

Абсолютные величины госдолга в финансовой программе не даны, но их легко можно вычислить из прогнозируемых объемов ВВП на соответствующий год. Так, в 2017 году госдолг не должен превысить 49 234 млн BYN, в 2018 году — 55 714 млн BYN, в 2019 году — 61 609 млн BYN.

Интересно, что в среднесрочной финансовой программе отсутствует деление лимитов на внешний и внутренний, как в программе социально-экономического развития на 2011—2015 гг.

Представляется, что это не случайно. Если применить к госдолгу на последнюю отчетную дату параметры безопасности из программы на 2011—2015 гг., то окажется, что по внешнему госдолгу с 1 мая 2016 года идет хроническое превышение лимита. Однако по внутреннему госдолгу до лимита еще далеко.

Таким образом, возможно, что правительство пытается замаскировать имеющиеся проблемы по внешнему госдолгу, формально не повышая общего лимита. Не стоит также забывать и том, что в госдолг по-прежнему не включаются госгарантии и долг местных властей, которые потенциально существенно повышают реальную планку обязательств по госдолгу.

2017-01-03