Белстат опубликовал итоги внешней торговли товарами в первом квартале
Для внешней торговли Беларуси товарами характерен постоянный дефицит. Вот и в январе—марте РБ наторговала себе в минус. Экспорт составил 7,9 млрд USD (+26,4%), импорт — 9 млрд USD (+24,5%). Негативное сальдо торговли за 3 месяца
Несмотря на более быстрый рост экспорта, отрицательное сальдо выросло к 2017 году (947,4 млн USD). Так произошло, потому что больший размер импорта при параллельном росте с экспортом провоцирует увеличение разницы между ними в денежном выражении.
В помесячной динамике в
Увеличение негативного сальдо объясняется затуханием роста экспорта и импорта. Причем экспорт товаров из Беларуси замедлялся быстрее, чем импорт. Темп роста экспорта к 2017 году упал с 136,6% до 118,1%, импорта — с 126,3% до 120,7%.
Таким образом, в
Конечно, можно связывать состояние внешней торговли с базой по прошлому году. В первом квартале
Однако подобная инерция во внешней торговле значит и то, что власти не ведут серьезной работы по развитию экспорта. Экспортные и импортные потоки меняются по воле конъюнктуры рынков, а вклад самой Беларуси близится к нулю.
Яркий пример инерции — торговля товарами с Россией. За январь—март 2018 года экспорт в РФ увеличился на 10,2%, а импорт — на 27,2%. В результате сальдо торговли с Россией ухудшилось на 848,2 млн USD.
Да, для Беларуси значительно подорожал импорт нефти из РФ. Но почему так вяло растет экспорт в эту страну?
В качестве слабого оправдания можно объяснить текущую ситуацию ограничениями Россельхознадзора. На это из России скажут, что Беларусь занималась реэкспортом «запрещенки» из ЕС и кормила РФ мясопродуктами из «чумных» свиней. Посему ограничения по логике россиян в целом оправданы.
Некоторой отдушиной для властей являются
Вот только драйвером экспорта вне СНГ являются нефтепродукты, выработанные из российской нефти. Особой заслуги Беларуси здесь нет: дорожает сырье — дорожает конечный продукт. К тому же, Нафтан и Мозырский НПЗ до сих пор не погасили миллионные убытки от поставок на внутренний рынок.
С диверсификацией торговли Беларуси тоже не все ладно. Доля России во внешнем обороте товаров упала с 51,9% до 49,8%, а доля ЕС выросла с 21,8% до 26%. Однако это перераспределение удельных весов было достигнуто лишь за счет роста поставок нефтепродуктов, произведенных из российского сырья.
По мнению banki24.by, ответ отрицательный.