Объясняем на пальцах. ЗВР Беларуси — реальность или фикция?
На прошлой неделе Нацбанк отчитался об очередном увеличении ЗВР — до 7,3 млрд USD на 1 октября. banki24.by изучили, за счет чего на самом деле происходит рост резервов Беларуси.
Между 1 сентября и 1 октября ЗВР Беларуси выросли на 273,1 млн USD. При этом монетарное золото в составе ЗВР увеличилось по стоимости на 95,3 млн USD.
За сентябрь котировки золота упали на 2,2%. То есть, если бы НБРБ не закупил золото или не переместил его с депозитов за пределами ЗВР, его стоимость в сентябре сократилась бы на 40 млн USD.
На 1 сентября Нацбанк имел 138,3 млн USD «золотых» депозитов вне резервных активов. Поэтому скорее всего регулятор сделал как раз то, о чем мы предположили — забросил все золото в состав ЗВР. С учетом снижения цен на золото суммы вероятных перетасовок совпадают практически идеально. В общем, по золоту ЗВР увеличились лишь благодаря опустошению загашников регулятора.
А что же случилось с резервами в иностранной валюте?
Эта статья ЗВР сократилась на 83 млн USD. В своем отчете НБРБ признал, что за сентябрь он и Минфин потратили на исполнение внешних и внутренних валютных обязательств 450 млн USD.
Что касается Минфина, то в сентябре министерство вообще не должно было гасить основной долг по валютным облигациям. Если что и уплачивалось, то купонные доходы.
Среди крупных валютных долгов, которые были исполнены Минфином за сентябрь, выделяется платеж по кредиту ЕФСР от 2011 года. Судя по накопленной истории погашений, каждый
Сентябрьская задача Нацбанка была посложнее. Только по валютным облигациям нужно было погашать основной долг на 150 млн USD и 61,7 млн EUR.
Суммируя, платежи НБРБ и Минфина по облигациям (вместе с процентами), а также перечисление денег ЕФСР потянули на 310–320 млн USD в эквиваленте. Значит остальное пришлось на кредиты от России, Китая и международных организаций.
Почему ЗВР не уменьшились соразмерно платежам Нацбанка и Минфина?
Потому что в сентябре Минфин получил госкредит от правительства России на 700 млн USD.
Деньги в виде госкредита пришли к нам в российских рублях. Но,
Еще один резерв для роста ЗВР — статья «прочие активы». На 1 сентября их у Нацбанка было 1 126 млн USD, а 100% от этой суммы представляли собой активы в форме РЕПО.
За сентябрь сумма прочих активов выросла на 260,7 млн USD. Источники для этого имелись. На 1 сентября Нацбанк держал на депозитах вне ЗВР 729,4 млн USD. Как показывает опыт прошлых лет, часть этих средств между отчетными датами легко путешествует в состав ЗВР и назад.
Хорошо, с сентябрем разобрались: рост ЗВР к 1 октября по сути явился рукотворным явлением.
А как быть с заявлением Нацбанка о том, что за 9 месяцев ЗВР выросли аж на 2 340 млн USD?
Да, формально резервные активы Беларуси с начала 2017 года увеличились ровно на эту большую сумму. Однако за тот же период рост внешнего госдолга составил почти те же деньги — до 2,3 млрд USD. Если проще, то власти нарастили ЗВР лишь за счет создания новых долгов, отдавать которые в будущем придется рядовым белорусам.
Подтверждение выводам banki24.by можно найти в свежем релизе от рейтингового агентства S&P. Аналитики агентства сообщили, что внутри валютных резервов Нацбанка «сидят» внутренний долг НБРБ перед банками (2 млрд USD), депозит Минфина (4 млрд USD) и долги НБРБ перед внешними кредиторами (1,4 млрд USD).
Таким образом, на сегодня «живых» денег у самого регулятора почти нет. Впрочем, раньше бывало и хуже: в отдельные периоды
В мае зампред НБРБ Тарас Надольный сообщил, что к 2020 году регулятор планирует нарастить ЗВР до 8–8,5 млрд USD. Тогда же Надольный добавил: через 2 года резервы должны формироваться преимущественно на бездолговой основе. Что ж, можно только пожелать Нацбанку успехов на этом тернистом пути.