Курсы валют Нацбанка РБ
28 ноя29 ноя
1 USD 2,9153 2,9153 0,0000
1 EUR 3,3750 3,3750 0,0000
100 RUB 3,7161 3,7161 0,0000
10 PLN 7,9850 7,9850 0,0000
10 CNY 4,1021 4,1021 0,0000

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
27 ноя28 ноя
USD 78,5941 78,2503 −0,3438
EUR 91,5047 90,7880 −0,7167
BYN 26,8974 26,8413 −0,0561
PLN 21,4867 21,4326 −0,0541
CNY 11,0790 11,0250 −0,0540

все курсы валют

КГК советует окончательно отбить у банков охоту ловчить со ставками по кредитам

В Комитете госконтроля Беларуси считают необходимым детально законодательно регламентировать в Банковском кодексе порядок розничного кредитования, установить виды расходов кредитополучателей, учитываемых при определении размера процентной ставки по кредиту, а также предусмотреть другие требования, обеспечивающие прозрачность кредитования населения. Об этом говорится в статье начальника управления контроля банковской деятельности и финансовых рынков КГК Владимира Волчека, опубликованной в очередном номере ведомственного журнала.

Эксперт констатирует, что в последнее время одиозных примеров завышения стоимости банковских услуг не выявляется, хотя еще в 2013 году, к примеру, был случай, когда банк установил тариф за предоставление услуг по открытию текущего счета и расчетно-кассовому обслуживанию для кредитополучателей, размер которых достигал 98% от суммы платежа в пользу банка. То есть, чтобы погасить кредит в размере 100 рублей, приходилось платить 98 рублей комиссии.

И хотя Нацбанк не раз давал рекомендации, требующие прозрачной кредитной политики, некоторые банки продолжали «изобретать» пути увеличения своих доходов, констатируют в КГК. «Не успевал Национальный банк закрыть одну лазейку, как банки тут же изобретали новые способы введения в заблуждение кредитополучателей относительно реальной стоимости кредитов», — говорится в статье.

При этом, обращает внимание КГК, норма статьи 137 Банковского кодекса о запрете взимания с кредитополучателя каких-либо дополнительных платежей за пользование кредитом не позволяет в полной мере обеспечить защиту прав кредитополучателей. Не спасают ситуацию и рекомендации регулятора банкам: граждане, столкнувшиеся с нарушением своих прав при выдаче кредитов, не могут отстоять свою позицию в суде, так как письма Нацбанка являются рекомендательными и игнорирующий их банк невозможно привлечь к ответственности.

«Именно граждане в силу слабой переговорной позиции при выборе финансовых продуктов, а также не всегда высокого уровня финансовой грамотности нуждаются в защите. Наличие в законодательстве пробелов в регулировании сферы потребительского кредитования приводит к ослаблению механизмов защиты прав кредитополучателей в случае их нарушения со стороны кредитной организации», — отмечает Волчек.

В настоящее время Нацбанк разрабатывает концепцию проекта закона о защите прав потребителей финансовых услуг, и в КГК рассчитывают, что это должно повысить защищенность клиентов и доверие к финансовой системе страны.

В 2016 году Нацбанк получил 2172 жалобы, замечания и обращения граждан. Каждое четвертое — по поводу кредитов.

2017-10-17