Новые санкции против России, оформленные в виде закона, который принял Конгресс США и подписал президент Дональд Трамп, омрачают перспективы российской экономики, страдающей от нефтяной зависимости, технологической отсталости и дефицита инвестиций.
К такому выводу приходят аналитики международного рейтингового агентства Moody’s в обзоре, опубликованном в понедельник.
Хотя санкционный пакет, который вводит новые ограничения на валютное финансирование для банков и сырьевых госкорпораций, не приведет к одномоментному падению российского ВВП, в долгосрочной перспективе он ставит под вопрос устойчивость экономики и не оставляет шансов на повышение суверенного рейтинга, который Moody’s удерживает на «мусорном» уровне Ba1 с 2015 года.
Без нового нефтяного шока, при текущих котировках около 50 долларов за баррель Brent, российская экономика будет в плюсе, однако темпы роста останутся более чем вдвое ниже среднемировых и втрое меньше показателей развивающихся стран — не более 1,5% в год, прогнозирует Мoody’s.
Закон о санкциях — это «негативный сигнал для инвесторов, особенно иностранных, которые лишь недавно начали подстраиваться под действующий санкционный режим», отмечает агентство.
Он способен ускорить отток из России частного капитала, заблокировать приток инвестиций и лишить экономику средств, необходимых для развития.
Уже сейчас ряд инвесторов в Россию ощущают нервозность, констатирует Moody’s: за полгода отток капитала из РФ достиг 18 млрд долларов, а это почти соответствует сумме за весь прошлый год (20 млрд).
Дальнейшее вывод средств иностранными инвесторами породит спрос на валюту внутри России и способен вызвать ослабление рубля, предупреждают аналитики агентства.
Это, в свою очередь, негативно скажется как на фактической инфляции, так и на инфляционных ожиданиях населения, что потребует от Центробанка РФ более жесткой политики в части процентных ставок. Следствием этого станут новые ограничения на кредитование и инвестиции.
Расширенные санкции «негативны и для внутренних инвесторов, которые хотели бы воспользоваться преимуществами улучшившейся конкурентоспособности России, чтобы создать экспортные возможности в различных отраслях», считают в Moody’s.
В первую очередь удар будет нанесен по проектам новых газо- и нефтепроводов, в том числе по «Северному
Закон о санкциях гарантирует, что будущее России не будет сильно отличатся от ее прошлого как сырьевого придатка мировой экономики — это делает переход к «новому нормальному» еще более страшным, поскольку в ближайшем будущем развернуть ситуацию будет невозможно, говорит старший стратег Danske Bank A/S Владимир Миклашевский.
Российские власти ранее оценивали ежегодный ущерб от санкций в 25 миллиардов евро ($30 миллиардов) в 2014 и 2015 годах. По оценке Международного валютного фонда, длительные ограничения в среднесрочной перспективе могут привести к совокупной потере до 9% валового внутреннего продукта.
«Хотя на первый взгляд санкции Запада не нанесли серьезного ущерба российской экономике», очевидно, что она «стала более изолированной и еще больше отстала в технологическом плане», сказала Лиза Ермоленко, экономист Barclays Capital в Лондоне.
«Она остается крайне зависимой от экспорта нефти и газа, и маловероятно, что эта ситуация изменится в скором времени. Более того, ни одной стране в новейшей истории не удавалось ликвидировать экономическое и технологическое отставание путем самоизоляции».
Наиболее опасной для рынков частью законопроекта является поручение Минфину США проработать запрет на инвестиции в российский госдолг, отмечают аналитики Райффайзенбанка. Это может схлопнуть спекулятивную пирамиду, которую построили на российском валютном рынке западные фонда, скупавшие облигации Минфина ради высокой доходности.
За полтора года в такую игру было вложено, по данным ЦБ, более 13 млрд долларов. «Если весь этот спекулятивный капитал вдруг развернется, то мы будем наблюдать те же события, которые происходили в ноябре—декабре 2014 года», — начальник отдела брокерских операций РосЕвроБанка Евгений Волков.
Источник: finanz.ru