Еще до 1 июля все деньги от размещения евробондов и четвертый транш кредита ЕФСР Минфин передал в управление Нацбанку. Что могло произойти с валютными резервами дальше? banki24.by выделили те события, которые повлияли на объем ЗВР в течение прошлого месяца.
По оценке НБРБ, в июле затраты валюты в распоряжении властей могли составить 411,3 млн USD на чистой основе и 616,5 млн USD — на валовой. Для сравнения: в
В июле закрытием основного долга по валютным облигациям занимался в основном Нацбанк. За месяц он погасил 2 выпуска на общую сумму 200 млн USD. При этом за июль НБРБ разместил новые облигации на 100 млн USD.
По официальным данным, на июль не выпадал срок окончания обращения ни по одному из выпусков валютных облигаций (ВГДО) Минфина. Однако в этом месяце ведомство частично погасило основной долг по ВГДО № 156 и № 157 — в объеме 98,4 млн EUR.
ВГДО № 156 и № 157 интересны тем, что держателем долга по ним скорее всего является Беларуськалий. В июле 2015 года российский Сбербанк CIB предоставил Беларуськалию синдицированный кредит на сумму 550 млн EUR сроком на 5 лет. Сразу вслед за этим Минфин выпустил ВГДО № 156 и № 157 на общую сумму 550 млн EUR с погашением 21 июля 2020 года.
Еще один примечательный момент. 21 июля акционеры Беларуськалия (государство) собрались и решили, что в тот же день предприятие выплатит в бюджет дивиденды на 255 млн BYN в эквиваленте.
Если дивиденды были перечислены в евро, то скорее всего Минфин расплатился с Беларуськалием по ВГДО его же деньгами. По курсу НБРБ на 21 июля дивиденды Беларуськалия составили бы 113,9 млн EUR. В общем, бюджет от такой схемы с перетасовкой валюты внакладе не остался.
К слову, за июль объем эмиссии новых валютных облигаций Минфина оказался равным нулю. Уже это говорит об уверенности властей в контроле над ситуацией. Паники и хаотических размещений, как в прежние годы, не было.
Ну и конечно же власти могли заняться любимым делом — переброской валютных активов из состава ЗВР и обратно. На 1 июля за пределами официальных резервов находилось 590,9 млн USD обыкновенных депозитов и 130,7 млн USD депозитов в золоте. То есть лишь за счет полной переброски активов вне ЗВР в их состав власти решали проблему со всеми июльскими выплатами.
Подсобила Нацбанку и динамика цен на монетарное золото. За
Подытоживая, приходим к выводу, что у белорусских властей были варианты не только сохранить ЗВР на уровне 1 июля, но и добавить к ним энное количество миллионов. Просто для поддержания у населения и кредиторов спокойного психологического фона.