Согласно НБРБ, провал в формировании резервов под проблемные активы произошел в
Минимум по полноте формирования резервов был показан 1 октября 2016 года. На ту дату банки недобирали 39,3% от необходимого резерва под проблемные активы.
Важно отметить, что резерв под проблемные активы банков НБРБ рассчитывает, используя наименьшие возможные нормативы для каждой группы риска. Например, для
Предположим, что оценки Нацбанка не отличаются от действительности и расчет полноты формирования резервов не расходится с ней. В таком случае на 1 апреля минимальные необходимые резервы банков должны были составить 2 192 млн BYN.
Однако фактически банки создали резервы в объеме 1 704 млн BYN. Таким образом, дефицит по резервам на 1 апреля 2017 года оказался равен 488 млн BYN. Повторимся, это минимальная оценка, которую мы вывели, предположив, что банки жадничают при создании резервов. Реальный дефицит резервов может превышать 0,5 млрд BYN.
Самый сильный недостаток резервов под проблемные активы отмечался на 1 октября 2016 года — 1 095 млн BYN. С 2017 года он резко упал, но не
Причина сокращения дефицита лежит в уменьшении потребности создания самих резервов. Объяснить такое облегчение жизни для банков можно. На рубеже
В мае—июне 2017 года произойдет еще один раунд очистки балансов банков. Проблемные кредиты АПК передадут в управление Гомельского, Гродненского и Могилевского облисполкомов. Банки получат взамен улучшение качества долга, государство — отодвигание решения долгового вопроса в АПК на годы вперед.
Кстати, проблема с недостаточными резервами касается не всех банков. Так, на 1 апреля 2017 года полнота формирования резерва у банков с иностранным капиталом составляла 99,7%, у частных банков — 100%, у средних банков — 100%, у малых банков — 98,8%. А вот у госбанков полнота была равна лишь 68,3%, у крупных банков — 74,2%.
Иными словами, корень проблемы находится в крупных госбанках. Именно на них приходится почти весь дефицит резервов и именно из этих банков власти масштабно выводят «мусорные» активы.
Тем, что при любой шоковой ситуации для покрытия убытков банки будут вынуждены задействовать собственный капитал, брать деньги из него.
НБРБ учитывает данный момент и публикует статистику об отношении проблемных активов за минусом фактически созданного по ним резерва к нормативному капиталу банков. Этот показатель отражает негативный сценарий: в нем качество активов стремительно падает, необходимые резервы так же стремительно растут. Тогда, если банки остаются один на один с проблемой, они теряют свой капитал.
На 1 апреля 2017 года разница между проблемными активами и фактическими резервами составила 39,1% нормативного капитала банков. Самым плохим данное соотношение было у госбанков (47,1%), лучшим — у малых банков (11,5%).
В шоковой ситуации «проблемные» банки с большей вероятностью могут приостанавливать кредитование и выдачу вкладов. Поэтому, если крупные госбанки не получают поддержку от государства, больше всех рискуют именно они и их клиенты.
Не случайно Fitch Ratings, характеризуя в мае банковский сектор Беларуси, назвало необходимым рост резервирования по неработающим кредитам банков с учетом сложной операционной среды. Также в Fitch предположили, что отчетные данные могут быть заниженными за счет реструктуризации кредитов.